Ракета же №49 пролетела 75 км, головка самонаведения включилась на расстоянии 20 км от цели и сразу захватила цель. Ракета № 49 нормально приводнилась на расстоянии 50 м от цели. Боевая часть пошла под целью и взорвалась на расстоянии 5 м от борта, тральщик «Туман» затонул.
Много сложностей доставила испытателям система приводнения и подводного хода боевой части. В конце испытаний приводнение получено на интервале 0-60 м перед целью, т. е. максимальная длина подводного хода достигала 65 м, а глубина — от 2 до 5 метров.
В начале же испытаний боевые части часто выскакивали из воды через 20—25 м подводного хода и далее двигались неустойчиво.
Чтобы получить требуемую длину подводного хода не менее 40 м с заглублением до 7 м в соответствии с экспериментальными данными ЦАГИ, было рекомендовано изменить габариты кавитационного кольца (одного из устройств, обеспечивающих стабильность подводного хода).
Кроме «Бедового» (пр.56-ЭМ), ракетами КСЩ было вооружено четыре ЭМ пр.56-М, имевшими одну ПУ СМ-51 и 8 ракет.
Как уже упоминалось, проект № 57 был переработан в пр. 57бис. Эсминец получил две ПУ СМ-59 и 12-16 ракет КСЩ. По этому проекту было заложено 9 кораблей, из них 8 вступили в строй с 10.01.1960 г. до 30.12.1961 г., девятый корабль «Храбрый» был спущен на воду в 1961 году, но 1.07.1963 г. снят со строительства и законсервирован.
Ракеты типа КСЩ имели невысокую надежность. Так, в ходе испытаний ракет на ЭМ «Неудержимый» пр.56М в Японском море в январе 1959 года было запущено две ракеты: первая упала сразу в воду, а у второй отказала система самонаведения — ракета пролетела над кормой корабля-цели и упала в 6—7 км от нее. Любопытно, что в заключении отчета по испытаниям было сказано: «Комплекс работает надежно и отвечает ТУ».
В 70-х годах ЭМ пр.56М были модернизированы по пр.56У, а ЭМ пр. 57бис — по пр. 57-А. В ходе этих модернизаций комплекс КСЩ был снят.
Кроме ЭМ пр. 56Э, 56-ЭМ, 56М и 57 бис, комплексы КСЩ нигде не устанавливались, хотя и было несколько нереализованных проектов. Так, осенью 1954 года ЦКБ-53 в инициативном порядке разработало проект вооружения двумя ПУ СМ-59 эсминцев пр. 30БР, переделанных из ЭМ пр. 30бис. Кроме того, прорабатывалось оснащение КСЩ частей береговой обороны.
Тактико-технические данные ракеты КСЩ |
|
Длина ракеты со стартовым двигателем, мм |
7690 |
Высота ракеты со стартовым двигателем и сложенным крылом, мм |
1976 |
Размах крыла с ластами, мм |
4200 |
Ширина при сложенном крыле, мм |
1900 |
Диаметр описанной окружности, м |
1,9 |
Вес ракеты со стартовым двигателем, кг |
2900*( пр. 2860) |
Вес стартового двигателя, кг |
457* |
Вес снаряда без жидкого топлива |
2281* |
Вес жидкого топлива, кг |
220 |
Вес головки самонаведения с кабелями, кг |
ок. 144* |
Вес боевой части, кг |
620 |
Вес взрывчатого вещества, кг |
340 |
Дальность стрельбы при наведении с берега км |
75* |
Дальность стрельбы, км |
88*(пр. 100) |
Маршевая скорость, м/с |
260-280 |
Скорость схода с направляющих, |
40—50 |
Маршевая высота полета, м |
60 + 5** |
Дальность подводного хода, ограниченная срабатыванием дистанционного устройства взрывателя, м |
60—65* |
* данные серийных ракет. ** при стрельбе по береговой цели ракета могла подниматься на 800—1000 м с последующим пикированием на цель.
Данные пусковых установок на кораблях |
||
«Бедовый» |
«Гневный» |
|
Длина направляющих, м |
16 |
16 |
Угол снижения |
-10° |
-10° |
Угол возвышения |
+30° |
+30° |
Угол ГН |
±120° |
±130° |
Угол заряжания |
0° |
+6,5° |
Угол старта |
+ 10° |
+ 10° |
Угол стабилизации |
±19° |
+ 12° |
Скорости наведения: |
||
вертикального, град./с |
15° |
— |
горизонтального, град./с |
7,7° |
— |
Расчет установки, чел. |
18 |
— |
Система дистанционного управления |
Д-59А |
Д-59А |
Время приведения ПУ из походного положения в положение для стрельбы, с |
19,5 |
- |
Корабельный самолет-снаряд КСС
Корабельный самолет-снаряд (КСС) был создан на базе авиационного самолета-снаряда «Комета» (см.данные в соответствующей таблице, кроме дальности стрельбы, которая составляет 40 км). В некоторых документах КСС расшифровывается как корабельный снаряд «Стрела».
Согласно Постановлению СМ № 2944-1226 от 30.12.1954 г., началось проектирование легкого крейсера пр. 67, вооруженного ракетами КСС. Крейсер проектировался на базе крейсера пр. 68бис. Согласно проекту судостроения на 1956—1965 годы предполагалось четыре крейсера пр. 68бис достроить по пр. 67. Первый крейсер должен быть сдан в 1959 году, последний в 1961 году. Кроме того, предполагалось заложить несколько новых корпусов по пр. 67 с некоторыми изменениями.
Все 152-мм башни МК-5бис должны были быть сняты с крейсера, а на их место установлены носовая и кормовая ПУ СМ-58. Разработка ПУ СМ-58 началась ЦКБ-34 по приказу МОП от 14 января 1955 года. Технический проект установки был сдан в декабре 1955 года. В феврале 1956 года закончили изготовление макета Пу. СМ-58 была стабилизированной спаренной установкой. Броня толщиной 10 мм (позже решили делать 5 мм) прикрывала механизмы ПУ и снаряды. Установка блочного типа, длина направляющих — 12 метров. Боекомплект носовой ПУ составлял 11 снарядов (9 в погребах и 2 в перегрузочном отделении), а кормовой — 8 снарядов (6 в погребах и 2 в перегрузочном отделении).
Для проведения корабельных испытаний ракет КСС с 28 февраля по 18 октября 1955 года на заводе № 444 переделали уже находившейся в строю КР «Адмирал Нахимов». Носовая башня (№ 1) МК-5 бис была развернута под углом 90° к оси корабля. Башню № 1 приварили к барбету, ее орудиям придали максимальный угол возвышения (+45°). Остальные три башни полностью сохранили боеспособность. Перед носовой башней смонтировали открытую ПУ балочного типа с углом старта 15°. В средней части крейсера побортно размещались два ангара на две КСС каждый. Транспортировка ракет из ангаров к ПУ осуществлялась на тележках по рельсовому пути. Разумеется, это была не боевая, а исключительно испытательная система. На крейсере установили экспериментальный образец системы управления стрельбой «Колчан» и телеметрическую аппаратуру. Первый пуск КСС с КР «Нахимов» состоялся 22 января 1956 года. Затем последовали еще два бросковых пуска (без конкретной цели). А 3 июня 1956 года начались стрельбы по щиту с инертной боевой частью. Всего по щиту было выпущено 17 ракет. Со 2 по 22 декабря 1956 года провели 7 пусков с фугасно-кумулятивной боевой частью по отсеку крейсера «Сталинград» пр. 82. Из 24-х ракет, выпущенных по щиту и отсеку, 20 попали в цель.