Предыдущая Оглавление Следующая

HelCo009.jpgHelCo010.jpgHelCo011.jpg

Схема опытного вертолета RAH-66 "Команч"

В вооруженных силах стран Западной Европы военные длительное время использовали в качестве ударных вертолетов модификации многоцелевых машин. В Великобритании это были «Линксы» АН Mk.l, Mk.7, во Франции — «Газель» и «Кугар», в ФРГ - Во 105Р (РАН-1). Ни один из этих вертолетов в полной мере требованиям не отвечал, и в середине 80-х годов им потребовалась замена. В1984 г. Франция и ФРГ подписали меморандум о понимании, положивший начало совместной программе разработки европейского боевого вертолета «Тигр», предназначенного для замены «Газелей» в армии Франции и Во 105Р в армии ФРГ. Три года прошло в согласованиях различных технических и политических вопросов. И немцам, и французам требовался боевой вертолет, но видели они его по разному. В ФРГ хотели иметь прежде всего противотанковый вертолет, во Франции — многоцелевую боевую машину (что-то вроде «Хью Кобры» на новом техническом уровне), способную эскортировать транспортные вертолеты и вести воздушный бой. Полномасштабная разработка началась лишь в конце 1987 г. Решено было делать три варианта: противотанковый для бундесвера — РАН-2, противотанковый для армии Франции — НАС и огневой поддержки — НАР (тоже для французов). В дальнейшем немцы несколько пересмотрели свою концепцию боевого вертолета в сторону увеличения боевых возможностей. Окончательно немецкий вариант получил название UHU — многоцелевой вертолет. «Тигр» UHU предназначен для эскортирования транспортных вертолетов и огневой поддержки наземных войск, но его приоритетной задачей является борьба с танками.

Все три варианта спроектированы на основе одной базовой конструкции и имеют идентичные силовую конструкцию планера, динамическую, топливную, гидравлическую системы, систему электроснабжения и двигатели. Различаются они составом электронного оборудования и вооружением. Внешне противотанковый вертолет НАС (а также и многоцелевой UHU) отличается от НАРа наличием надвтулочного обтекателя, в котором размещаются датчики прицельной системы «Осирис» и отсутствием пушки. Прицельно-пилотажная система, подобно аналогам, состоит из двух каналов: инфракрасного и телевизионного. В отличие от других боевых вертолетов, где датчики этих подсистем сгруппированы в носовой части фюзеляжа, на "Тигре" они разнесены. Датчик пилотажной системы ночного видения размещен в традиционном месте — на турели в носу вертолета, а вот прицельную систему расположили над втулкой несущего винта, обеспечив круговой обзор. Нашлемные дисплеи, связанные с прицельными системами ПТУР «Тригат», «Хот» и УР «воздух—воздух» «Стингер» и «Мистраль» имеют оба члена экипажа. Летчик размещается на переднем сиденье, благодаря чему имеет лучший обзор при полетах на предельно малых высотах и на посадке. Немаловажно и то, что при подобном размещении летчика сводится к минимуму параллакс между датчиком пилотажной системы и глазами пилота. Управлять вертолетом и применять оружие, за исключением ПТУР, могут оба члена экипажа. Бортовые электронные системы связаны между собой дублированной мультиплексной шиной данных единого западного стандарта Mil Std 1553В и включают две центральных БЦВМ, также дублирующих друг друга. Противотанковые вертолеты для Франции и ФРГ несколько отличаются по составу вооружения. Французские НАС будут вооружены УР воздух-воздух «Мистраль» (до четырех ракет), ПТУР «Хот» II и перспективными «Тригат» (до восьми ракет), блоками НАР. Немцы также рассчитывают на установку ПТУР «Тригат», а пока планируют подвешивать «Хот» II; для действий по воздушным целям немецкие «Тигры» смогут нести до четырех УР «Стингер» 2. Несмотря на то, что вертолет противотанковый, воздушные цели считаются приоритетными по отношению к наземным. Основную роль в экипаже вертолета НАР/UHU играет оператор вооружения, который оценивает тактическую обстановку и осуществляет наведение и пуск ракет. Летчик отвечает за безопасность полета и радиосвязь, осуществляет наведение и пуск УР «воздух—воздух».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz