Предыдущая Оглавление Следующая

Италия экспортирует боевые корабли, в том числе и имеющие на борту вертолеты, во многие страны. Как правило, корабль продается как система оружия: вместе с установленным вооружением, вертолетами и т. д. Корабль-вертолетоносец приспособлен к базированию определенного типа вертолета: имеет соответствующих размеров ангар, совместимые системы связи и электропитания, систему посадки на палубу. Конечно, корабль можно приспособить и для базирования другого типа вертолета, вспомним историю с пресловутым «Джародайном», но это дорого, а для фирмы—строителя корабля и не выгодно, особенно при экспортном заказе, поэтому, зная, в какой стране построен корабль, почти всегда можно сказать, какой вертолет на нем базируется. Это одна из причин ограниченного количества проданных за рубеж вертолетов фирмы «Камов». СССР поставлял крупные боевые корабли только Индии, и из зарубежных стран только в Индии камовские вертолеты используются с борта кораблей. Италия продала фрегаты типа «Лупо» в Венесуэлу, Ирак и Перу, туда же попали и вертолеты АВ 212ASW. По объему продаж вертолетов корабельного базирования итальянцы сумели обойти фирму-разработчика базовой модели — «Белл». Надо сказать, что вертолеты Белл 206, 212 и их многочисленные варианты, гражданские и военные, одни из самых распространенных в мире. Некоторые страны, финансовое положение которых не позволяет закупать специализированные корабельные вертолеты, используют для патрулирования и поисково-спасательных операций обычные вертолеты, имеющиеся на вооружении армии или полиции. Кроме вертолетов Белл, используются вертолеты германской фирмы «МВВ» ВО.105 (ВМС Колумбии и Мексики) и легкие американские вертолеты Хьюз 500 (ВМС Тайваня). Эффективность таких вертолетов очень невысокая, они не имеют вооружения, в крайнем случае, может подвешиваться контейнер с пулеметом, и, самое главное, не приспособлены к посадке на корабль при сильном волнении моря и к длительным автономным полетам над морем. Тем не менее, лучше синица в руке, чем журавль в небе: вертолеты Белл, Хьюз и ВО.105 все же способны вести патрулирование территориальных вод, бороться с перевозками наркотиков и осуществлять поиск и спасение людей в море.

HelFl052.jpgHelFl053.jpgHelFl054.jpg

Схема вертолета Агуста Белл АВ 212 ASW

Подавляющее большинство корабельных вертолетов, находящихся на вооружении ВМС многих государств, разработаны в 60-70-е годы, и начали морально устаревать. С другой стороны, за прошедшие годы значительно улучшилось бортовое электронное оборудование, системы оружия вертолетов, и не всегда эти новинки можно без значительных переделок установить на вертолет. Наиболее современными корабельными вертолетами являются американский «Си Хоук» и российский Ка-27. В ближайшие годы ни США, ни Россия не примут на вооружение принципиально новые машины для собственных ВМС, делая упор на модернизацию существующих. Правда, командование морских перевозок флота США объявило конкурс на замену заслуженного транспортного вертолета Боинг UH-46. Демонстрационные испытания состоятся в 1996 году. В них примут участие вертолеты Каман К-МАХ, Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» и Еврокоптер «Супер Пума». К-МАХ уже успешно прошел первый этап испытаний в 1995 году. Это вертолет необычной конструкции, он построен по схеме с двумя двухлопастными перекрещивающимися винтами. На заре вертолетостроения впервые на своих вертолетах подобную схему применил основатель фирмы Чарлз Каман. Вертолет был разработан специально для транспортных перевозок с вертикальным поднятием груза. Первые вертолеты начали эксплуатироваться на перевозках леса в сложных условиях севера Канады и швейцарских Альп и заслужили прекрасные отзывы. Казалось бы К-МАХ как раз тот вертолет, который необходим флоту США, но К-МАХ может применяться только для перевозки грузов на внешней подвеске. За солидную нагрузку, которую К-МАХ при своих небольших размерах способен поднимать и перевозить, приходится чем-то жертвовать: вертолет имеет экипаж из одного человека и на нем совсем отсутствует кабина для пассажиров. А новый транспортный вертолет для флота, кроме своего основного назначения, должен иметь возможность выполнять поисково-спасательные операции и осуществлять эвакуацию больных и раненых. После оценочных испытаний на кораблях снабжения ВМС США, командование флотом близко к принятию решения в пользу вертолета К-МАХ.

HelFl055.jpg

Корабельный вариант вертолета МВВ ВО. 105

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz