Предыдущая Оглавление Следующая

57-мм самодвижущаяся пушка

В начале 50-х годов советскому военному руководству понравилась идея самодвижущихся пушек. В отличие от самоходных пушек самодвижущаяся пушка в походном положении буксировалась за тягачом. Но по полю боя и на небольшие расстояние она передвигалась сама с небольшой скоростью.

ОКБ-9 на базе 57-мм ПТП Ч-26 была создана 57-мм самодвижущаяся пушка СД-57. К щиту пушки был прикреплен мотоциклетный двигатель М-72. Ствол и баллистика остались без изменений, только щелевой дульный тормоз был заменен на двухкамерный. Длина ствола с  дульным тормозом стала 4227/74,2 мм/клб. Угол вертикального наведения составил -8°; +15°, угол горизонтального наведения — 52°.

Прицелы ОП4А-50, МП1-50.

Основные колеса имели шины 7,00 х 16 (ЯРШ), а вспомогательное (передние) колесо — шину 5,00 х 16 «И-29».

Первая серия из 6 штук СД-57 была изготовлена заводом № 9 в ноябре 1954 года для войсковых испытаний. Эти пушки были направлены в четыре адреса — Ленинград, Псков, Гродно и Львов.

По шоссе самоходом скорость СД-57 достигала 36 км/час.

В конце 1954 г. завод № 9 сдал еще 6 пушек СД-57. Испытания затянулись, и на вооружение СД-57 была принята лишь в 1957 году. Часть пушек Ч-26 была переделана в СД-57.

В IV квартале 1954 г. ОКБ-9 по указанию ГAУ начало разработку новой самодвижущейся батальонной пушки для ВДВ 57-мм СД-55, главный конструктор Петров Ф.Ф.

Пушка имела круговой обстрел. По техническому заданию СД-55 должна была сопровождать пехоту на всех этапах боя со скоростью от 2 до 30 км/час. Техпроект пушки СД-55 был выслан в ГАУ 3.12.1954 г. ГАУ утвердило его и предложило изготовить опытный образец. Однако по неизвестным причинам на вооружение пушка СД-55 принята не была.

Конкурентами СД-57 на войсковых испытаниях 1954—1955 гг. были самодвижущиеся пушки Ч-71 конструкции Чарнко. Эти пушки были получены установкой мотоциклетного двигателя на пушку Ч-26 и изменением дульного тормоза. По результатам войсковых испытаний предпочтение было отдано СД-57.

По Постановлению СМ № 598-265 от 2.04.1954 г. завод № 172 разработал техпроект 57-мм самодвижущейся батальонной пушки М^1. 31 декабря 1954 года техпроект был выслан в ГАУ. Данные об изготовлении опытного образца М-41 отсутствуют. На вооружение система принята не была.

Таблица 5 Данные легких противотанковых пушек калибра 37—57 мм

Калибр, мм

37

45

45

45

45

45

57

57

57

57

Образец

Обр. 1930 г.

Обр.1932 г.

Обр.1937 г.

Завод 7

Завод 172

Обр.1942 г.

Обр.1943 г.

Завод 92

ЦАКБ

Завод 172

Заводской индекс

1-К

19-К

53-К

7-1

М-6

М-42

ЗИС-5

ЛБ-3

С-15

М16-2

Данные ствола

Длина ствола полная, мм/клб

1665/45

2072/46

2072/46

2436/54

3070/68,2

3087/68,6

4160/73

4340/76

4460/78,2

4175/73,2

Длина канала, мм/клб

1567/42

2985/66,3

3950/69,3

_

3950/69,3

3358/58,9

Длина нарезной части, мм

1308

1650

1650

2650

2660

3444

3420

3770

2853

Крутизна нарезов, клб

30/251

25

25

25

25

25

30

30

30

30

Объем каморы, л

0,38

0,54

0,54

0,54

0,54

0,54

2,05

2,05

2,05

2,05

Число нарезов

16

16

16

16

16

16

24

24

24

24

Глубина нареза, мм

0,45

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,9

0,9

0,9

0,9

Ширина нареза, мм

4,76

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

5,34

5,45

5,1

5,35

Ширина поля, мм

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,1

2,0

2,35

2,1

Вес затвора, кг

7,87

7,87

7,87

31,0

_

19,6

20,0

Вес ствола с затвором, кг

67

108,5

113,6

160,8

159

335-340

334

305

333,5

Конструктивные данные лафета

Угол ВН, град.

-8°;+25°

-8°; +25°

-8°; +25°

-8°; +22°

-5,5°; +22°

-8°;+25°

-5°; +25°

-9°;+17°

-5°40';+15°

-5°40';+15°40'

Угол ГН, град.

60°

60°

60°

60°

55°

60°

57°

58°

58°

58°

Длина отката, мм:

нормальная

570

680—780

620—780

620—780

640—780

970—1060

960—965

650

предельная

790

780

780

780

780

1100

720

680

_

Высота линии огня, мм

702

706

701

625

655

710

875

630

550

598

Длина орудия при сдвинутых станинах, мм

4110

4020

4900

4885

7030

6250

7200

6500

Ширина орудия, мм:

при раздвинутых станинах

2720

3020

3070

3860

при сдвинутых станинах

1634

1650

1634

1700

1660

1800

1730

Ширина хода, мм

1125

1125

1400

1125

1400

1400

1400

1500

1500

1520

Толщина щита, мм

3/4,5

3/4,5

3/4,5

7

_

6

Диаметр колеса, мм

800

800

925

680

925

925

845

730

770

Вес откатных частей, кг

73

119,4

135,3

179

175

415-427

382

346

352

Вес качающейся части, кг

157,5

176,8

230,5

222

570

461

404

425,9

Вес щита, кг

52

51,4

_

86

53,6

_

65

_

62

Вес лафета без орудия и щита, кг

194

229,6

--

406

__

_

__

Вес системы в боевом положении, кг

313

390

560

400

600

625

1050/1150—12502

818

793

797

Эксплуатационные данные

Скорострельность, выстр./мин

10—15

15—20

15—20

15—25

20—25

15—20

15—25

10-20

Скорость возки по шоссе, км/час

20

25

50—60

50—60

50—60

50—60

45

-

50

60

Примечания:  1 у дула/в начале нарезов 2 обр. 1941 г./обр. 1943 г.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz