57-мм самодвижущаяся пушка
В начале 50-х годов советскому военному руководству понравилась идея самодвижущихся пушек. В отличие от самоходных пушек самодвижущаяся пушка в походном положении буксировалась за тягачом. Но по полю боя и на небольшие расстояние она передвигалась сама с небольшой скоростью.
ОКБ-9 на базе 57-мм ПТП Ч-26 была создана 57-мм самодвижущаяся пушка СД-57. К щиту пушки был прикреплен мотоциклетный двигатель М-72. Ствол и баллистика остались без изменений, только щелевой дульный тормоз был заменен на двухкамерный. Длина ствола с дульным тормозом стала 4227/74,2 мм/клб. Угол вертикального наведения составил -8°; +15°, угол горизонтального наведения — 52°.
Прицелы ОП4А-50, МП1-50.
Основные колеса имели шины 7,00 х 16 (ЯРШ), а вспомогательное (передние) колесо — шину 5,00 х 16 «И-29».
Первая серия из 6 штук СД-57 была изготовлена заводом № 9 в ноябре 1954 года для войсковых испытаний. Эти пушки были направлены в четыре адреса — Ленинград, Псков, Гродно и Львов.
По шоссе самоходом скорость СД-57 достигала 36 км/час.
В конце 1954 г. завод № 9 сдал еще 6 пушек СД-57. Испытания затянулись, и на вооружение СД-57 была принята лишь в 1957 году. Часть пушек Ч-26 была переделана в СД-57.
В IV квартале 1954 г. ОКБ-9 по указанию ГAУ начало разработку новой самодвижущейся батальонной пушки для ВДВ 57-мм СД-55, главный конструктор Петров Ф.Ф.
Пушка имела круговой обстрел. По техническому заданию СД-55 должна была сопровождать пехоту на всех этапах боя со скоростью от 2 до 30 км/час. Техпроект пушки СД-55 был выслан в ГАУ 3.12.1954 г. ГАУ утвердило его и предложило изготовить опытный образец. Однако по неизвестным причинам на вооружение пушка СД-55 принята не была.
Конкурентами СД-57 на войсковых испытаниях 1954—1955 гг. были самодвижущиеся пушки Ч-71 конструкции Чарнко. Эти пушки были получены установкой мотоциклетного двигателя на пушку Ч-26 и изменением дульного тормоза. По результатам войсковых испытаний предпочтение было отдано СД-57.
По Постановлению СМ № 598-265 от 2.04.1954 г. завод № 172 разработал техпроект 57-мм самодвижущейся батальонной пушки М^1. 31 декабря 1954 года техпроект был выслан в ГАУ. Данные об изготовлении опытного образца М-41 отсутствуют. На вооружение система принята не была.
Таблица 5 Данные легких противотанковых пушек калибра 37—57 мм
Калибр, мм |
37 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
57 |
57 |
57 |
57 |
Образец |
Обр. 1930 г. |
Обр.1932 г. |
Обр.1937 г. |
Завод 7 |
Завод 172 |
Обр.1942 г. |
Обр.1943 г. |
Завод 92 |
ЦАКБ |
Завод 172 |
Заводской индекс |
1-К |
19-К |
53-К |
7-1 |
М-6 |
М-42 |
ЗИС-5 |
ЛБ-3 |
С-15 |
М16-2 |
Данные ствола |
||||||||||
Длина ствола полная, мм/клб |
1665/45 |
2072/46 |
2072/46 |
2436/54 |
3070/68,2 |
3087/68,6 |
4160/73 |
4340/76 |
4460/78,2 |
4175/73,2 |
Длина канала, мм/клб |
1567/42 |
— |
— |
— |
— |
2985/66,3 |
3950/69,3 |
_ |
3950/69,3 |
3358/58,9 |
Длина нарезной части, мм |
1308 |
1650 |
1650 |
— |
2650 |
2660 |
3444 |
3420 |
3770 |
2853 |
Крутизна нарезов, клб |
30/251 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Объем каморы, л |
0,38 |
0,54 |
0,54 |
0,54 |
0,54 |
0,54 |
2,05 |
2,05 |
2,05 |
2,05 |
Число нарезов |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
24 |
24 |
24 |
24 |
Глубина нареза, мм |
0,45 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Ширина нареза, мм |
4,76 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
5,34 |
5,45 |
5,1 |
5,35 |
Ширина поля, мм |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,1 |
2,0 |
2,35 |
2,1 |
Вес затвора, кг |
— |
7,87 |
7,87 |
— |
— |
7,87 |
31,0 |
_ |
19,6 |
20,0 |
Вес ствола с затвором, кг |
67 |
108,5 |
113,6 |
— |
160,8 |
159 |
335-340 |
334 |
305 |
333,5 |
Конструктивные данные лафета |
||||||||||
Угол ВН, град. |
-8°;+25° |
-8°; +25° |
-8°; +25° |
-8°; +22° |
-5,5°; +22° |
-8°;+25° |
-5°; +25° |
-9°;+17° |
-5°40';+15° |
-5°40';+15°40' |
Угол ГН, град. |
60° |
60° |
60° |
60° |
55° |
60° |
57° |
58° |
58° |
58° |
Длина отката, мм: |
||||||||||
нормальная |
570 |
680—780 |
620—780 |
— |
620—780 |
640—780 |
970—1060 |
960—965 |
650 |
— |
предельная |
— |
790 |
780 |
780 |
780 |
780 |
1100 |
720 |
680 |
_ |
Высота линии огня, мм |
702 |
706 |
701 |
625 |
655 |
710 |
875 |
630 |
550 |
598 |
Длина орудия при сдвинутых станинах, мм |
— |
4110 |
4020 |
— |
4900 |
4885 |
7030 |
6250 |
7200 |
6500 |
Ширина орудия, мм: |
||||||||||
при раздвинутых станинах |
2720 |
3020 |
— |
— |
3070 |
— |
— |
3860 |
— |
— |
при сдвинутых станинах |
— |
— |
1634 |
— |
1650 |
1634 |
1700 |
1660 |
1800 |
1730 |
Ширина хода, мм |
1125 |
1125 |
1400 |
1125 |
1400 |
1400 |
1400 |
1500 |
1500 |
1520 |
Толщина щита, мм |
3/4,5 |
3/4,5 |
3/4,5 |
— |
— |
7 |
— |
_ |
— |
6 |
Диаметр колеса, мм |
800 |
800 |
925 |
680 |
925 |
925 |
845 |
730 |
— |
770 |
Вес откатных частей, кг |
73 |
119,4 |
135,3 |
— |
179 |
175 |
415-427 |
382 |
346 |
352 |
Вес качающейся части, кг |
— |
157,5 |
176,8 |
— |
230,5 |
222 |
570 |
461 |
404 |
425,9 |
Вес щита, кг |
52 |
51,4 |
_ |
— |
86 |
53,6 |
_ |
65 |
_ |
62 |
Вес лафета без орудия и щита, кг |
194 |
229,6 |
— |
— |
-- |
406 |
— |
__ |
_ |
__ |
Вес системы в боевом положении, кг |
313 |
390 |
560 |
400 |
600 |
625 |
1050/1150—12502 |
818 |
793 |
797 |
Эксплуатационные данные |
||||||||||
Скорострельность, выстр./мин |
10—15 |
15—20 |
15—20 |
15—25 |
20—25 |
15—20 |
15—25 |
— |
10-20 |
|
Скорость возки по шоссе, км/час |
20 |
25 |
50—60 |
50—60 |
50—60 |
50—60 |
45 |
- |
50 |
60 |
Примечания: 1 —у дула/в начале нарезов 2 — обр. 1941 г./обр. 1943 г.