Предыдущая Оглавление Следующая

AmfUS035.jpg AmfUS036.jpg

ХМ521 и его схема

Кабина смещена вперед, за ней расположен двигатель фирмы Крайслер мощностью 111,9 кВт. От двигателя мощность подводится к трехступенчатой автоматической гидромеханической коробке передач и далее на двухступенчатую раздаточную коробку, расположенную в передней части автомобиля, а затем на передний проходной мост и от него на остальные три моста. Главные передачи всех мостов одинарные гипоидные. Все колеса имеют независимую торсионную подвеску с поперечными рычагами.

Автомобиль может двигаться по воде за счет вращения колес со скоростью 4,8 км/ч, транспортироваться на самолетах и сбрасываться на парашютах.

Параллельно с разработкой автомобиля ХМ410 фирмой Whirpool совместно с Детройтским арсеналом так же по заказу армии был создан плавающий четырехосный автомобиль ХМ521, предназначенный для транспортировки 14 человек или грузов массой не более 2400 кг по местности с преодолением ее водных участков. Собственная масса автомобиля составляет 2100 кг. Под кабиной установлен оппозитный 4-х цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 77,3 кВт. Трансмиссия механического типа, включает четырехступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и двойные главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами. Привод к двум гребным винтам диаметром 304 мм выполнен от раздаточной коробки. За винтами расположены два водяных руля.

Трансмиссия механическая. Коробка передач четырехступенчатая с синхронизацией всех передач. Раздаточная коробка двухступенчатая. Главные передачи двойные с самоблокирующимися дифференциалами. Подвеска всех колес независимая с комбинированными упругими элементами в виде спиральных пружин с пневматическими баллонами, что обеспечивает высокую плавность хода и возможность регулирования величины дорожного просвета.

Одной из особенностей конструкции автомобиля является компоновка всех основных агрегатов и узлов трансмиссии в водонепроницаемом отсеке, образованном между днищем и полом грузовой платформы. Это улучшает условия работы агрегатов при движении по грязным участкам местности и повышает проходимость автомобиля благодаря гладкому днищу и возможности увеличивать дорожный просвет до 464 мм. На хороших дорогах просвет можно уменьшать до 336 мм.

Другой особенностью автомобиля является заполнение боковых отсеков корпуса пенопластом для повышения живучести автомобиля на плаву.

Максимальная скорость движения по дорогам 88 км/ч, по воде - 8,3 км/ч. Габаритные размеры автомобиля: длина - 5770 мм, ширина - 2280 мм, высота - 2440 мм. Грузовая платформа с размерами 3660 х 2050 мм. Удельная мощность -17,17 кВт/т. Автомобилей, подобных ХМ521, было спроектировано несколько, но кроме них были созданы машины большой грузоподъемности с необычными компоновочными схемами, разработанные различными фирмами, входящими в корпорацию Le Tourneau Westinghouse и другими.

Представляет практический интерес компоновочная схема колесных плавающих и неплавающих машин типа «Гоуэр». Отметим двухосный плавающий автомобиль ХМ437, состоящий из двух частей, каждая из которых имеет одну ось. Передняя часть представляет собой тягач, а задняя - полуприцеп. В передней части размещается 8-ми цилиндровый V-образный дизель мощностью 201,6 кВт. Его мощность распределяется между генератором с максимальным напряжением 518 в при частоте 200 Гц, работающим на электродвигатели полуприцепа, и механической трансмиссией тягача, которая состоит из пятиступенчатой коробки передач и двухступенчатой раздаточной коробки. При движении по хорошим дорогам ведущими колесами являются колеса тягача. При движении в тяжелых дорожных условиях, а также при движении задним ходом включаются колеса полуприцепа с приводом от электродвигателей моста полуприцепа. Шины 16-ти слойные, низкого давления, диаметром 1,8 м. Упругих элементов подвески нет. Маневренность автомобиля создается поворотом тягача относительно полуприцепа в обе стороны на 90°. Плавучесть автомобиля обеспечивается объемами водоизмещающего кузова и колес, которые выполняют также роль водоходного движителя.

AmfUS037.jpg

Плавающая машина ХМ437

Собственная масса тягача - 10,95 т, полуприцепа - 4,73 т. Грузоподъемность автомобиля - 13,6 т. Габаритные размеры: длина - 11000 мм, ширина - 3000 мм, высота по кабине -3000 мм. Дорожный просвет - 760 мм. Максимальная скорость движения на суше - 51 км/ч при запасе хода около 500 км, по спокойной воде - 5,8 км/ч. Удельная мощность 6,88 кВт/т. Среди колесных плавающих бронированных машин следует отметить бронетранспортер М706 «Коммандо», рассчитанный на перевозку 12 человек, включая двух членов экипажа. Бронетранспортер принят на вооружение в 1966 г. и является легкой, авиатранспортабельной, плавающей машиной повышенной проходимости многоцелевого назначения с колесной формулой 4x4. Масса машины 7 т, мощность установленного в кормовой части корпуса карбюраторного двигателя «Крайслер» 162 кВт. Трансмиссия механическая с пятиступенчатой коробкой передач. В передней части корпуса смонтирована лебедка с гидростатическим приводом и тяговым усилием на тросе 44,2 кН. Размер пулестойких шин регулируемого давления воздуха 14.00-20. Корпус сварной, герметизированный. Для наблюдения и ведения огня из оружия имеет 10 амбразур. В установленной на крыше корпуса вращающейся башне могут монтироваться спаренные пулеметы калибра 12,7 мм и 7,62 мм либо 20-мм пушка с боекомплектом в 100 выстрелов. Габаритные размеры: длина - 5500 мм, ширина - 2200 мм, высота по башне - 2160 мм, по корпусу - 1800 мм. Дорожный просвет под днищем корпуса - 580 мм, под картерами главных передач - 390 мм. Максимальная скорость движения по суше составляет 96 км/ч с запасом хода по топливу 900 км. Максимальная скорость движения по воде за счет вращения колес - 6,4 км/ч. Удельная мощность бронетранспортера высокая - 23,14 кВт/т.

Предыдущая Оглавление Следующая