![]() |
![]() |
Глиссирующая амфибия LVW и ее компоновочная схема
|
![]() |
Колеса при движении по воде убираются в специальные изолированные и экранируемые колесные ниши для уменьшения сопротивления воды. Упругие элементы подвески имеют только задние колеса, функции упругих элементов передних колес выполняют шины низкого давления. При движении по суше гребной винт и водяной руль убираются в кормовой туннель. Максимальная скорость движения по суше - 56 км/ч, по спокойной воде - 48 км/ч.
Другой глиссирующий автомобиль LVW был разработан и построен отделением фирмы Borg-Wamer «Ingersoll-Kalamazoo» в 1962 г. Автомобиль имел одинаковые максимальные скорости движения по суше и по воде - 56 км/ч. Большая грузоподъемность этой глиссирующей амфибии порядка 5 т и существенный запас хода по воде (около 300 км) позволяли использовать ее при разгрузке судов, находившихся от берега на расстоянии 40-80 км. Длина автомобиля составляла 11000 мм, ширина - 3555 мм и высота - 3300 мм. Полная масса автомобиля с грузом была равна 14 т.
На автомобиле непосредственно за кабиной водителя был смонтирован газотурбинный двигатель «Лайкоминг» TF-20 мощностью 1104 кВт и обслуживающие его системы, который представлял собой морской вариант авиационного двигателя Т55. От двигателя мощность передавалась последовательно к коробке передач и раздаточной коробке, от которой карданными передачами на оба ведущих моста и на два вращающихся в противоположные стороны гребных винта диаметром 610 мм.
Корпусу автомобиля, изготовленного из высокопрочных алюминиевых листов, были приданы в нижней его части глиссирующие формы. По бортам корпуса были выполнены ниши сложной формы, в которые при движении по воде для уменьшения сопротивления с помощью гидропривода убирались все четыре колеса, поворачиваясь при этом на 180°. После поворота колес на воде их ниши закрывались снизу с помощью гидропривода створками. Подвеска колес не имела упругих элементов, а шины колес размером 18.00-25 были связаны с централизованной системой регулирования давления воздуха в них.
Управление автомобилем при движении по воде обеспечивается двумя водяными рулями, расположенными за гребными винтами для создания поворачивающих моментов необходимой величины. Для движения по суше гребные винты и рули убираются в корпус, а колеса возвращаются в нижнее положение.
Глиссирование начинается при числах Фруда по водоизмещению более 3, у этого автомобиля число Фруда равно 3,19 при удельной мощности 78,85 кВт/т.
ИЗ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ =========
С большим интересом читаю Ваши статьи об амфибийных машинах США в журнале «Техника и вооружение». Кое в чем хотел бы Вас поправить и дополнить.
В статье в №10 за 2000 год упущен из виду транспортер М28 (он же Т15) из семейства Weasel. Он упоминается вскользь, хотя эта такая же плавающая машина, как и М29. В той же статье транспортер М76 Otter назван «современником» машин LVT. На самом деле М76 выпускался в 1952-58 годах. Бронетранспортер LVTP 5 выпускался в 1952-57 годах. По иностранным данным РЭМ LVTR1 выпускалась серийно (65 шт.).
Далее - о LVTP 7. Его прототипом была машина LVTPX 12, построенная в сентябре 1967 года. В мае 1970 года была построена опытная партия этих БТР, получивших обозначение LVTP 7. В начале 1971 года начался серийный выпуск, завершенный в конце 1974 года. Указанные в статье 1979 и 1983 год с этими данными не имеют ничего общего. По иностранным данным, плавающий танк LVT(A)5 строился в 1945 году. Еще из гусеничных машин упущен из виду 60-тонный транспортер LVTUX 2.
В №3 за этот год также встречаются неточности, а кое-что можно дополнить. Две небольшие колесные амфибии, о которых Вы упомянули - вероятно, автомобили «Aqua Cheetah» компании Amphibian Car, строившиеся в трех вариантах. Они оснащались независимой подвеской и цепным приводом ведущих колес. Серийное производство так и не было начато. Выпуск: около 11 экз в 1941-42 годах.
Первый вариант имел двигатель в средней части корпуса. Построен в 1941 году. Второй - двигатель Ford V8 мощностью 85 л.с. в задней части корпуса. Ведущие мосты от Dodge WC класса 1/2 т. Третий - двигатель в задней части корпуса. Использованы узлы от Dodge WC класса 3/4 т.
![]() |
![]() |
«Aqua Cheetah» - второй или третий вариант | Marmon-Herrington QMC-4 |
Кроме этого, стоит добавить, что у Ford GPA был прототип под названием Marmon-Herrington QMC-4. Эта машина была создана к началу 1942 года. Ходовую часть разработала компания Marmon-Herrington совместно с Ford, а корпус - компания Sparkman & Stephens. В кузове имелось три посадочных места. С 18 февраля 1942 года начались испытания на воде.
Амфибия DUKW на самом деле обозначалась как GMC DUKW-353, что означает: D - год разработки (1942), U - плавающий автомобиль с понтонным корпусом, К - ведущая передняя ось, W - 2 задних ведущих моста (6x4 или 6x6), а 353 - код шасси. Автомобиль ХМ157 Drake был создан в 1956 году.
Первые прототипы LARC 5 были созданы Borg-Warner в 1959-60 годах. Серийный выпуск осуществлялся в 1962-68 годах компаниями Consolidated Diesel и LeTourneau-Westinghouse. LARC 60 назывался еще и BARC, но никогда BARC 60 (в журнале опечатка - BURC).
Егоров С.Д.