Четырехместная кабина, расположенная впереди моторного отсека, выполнена из полиэфирной смолы армированной стеклотканью. Это не только повысило коррозионную стойкость, но и улучшило ремонтопригодность в полевых условиях. Преодолеваемый подъем составлял 30°, брод — 1,2 м. Максимальная скорость достигала 65 км/ч. Клиренс равен 580 мм.
Грузоподъемность шасси достигала 9 т, а полная масса — 20 т. Следует обратить внимание на то, что отношение полезной нагрузки к собственному весу приближается к единице — для автомобиля высокой проходимости труднодостижимый показатель.
Технический уровень ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛТМ во многом превосходил отечественные и зарубежные аналоги. Сказанное в полной мере можно отнести и к длиннобазному шасси БАЗ-135МБ, которое также является представителем этого поколения брянских машин. Сохранив с описанными выше изделиями преемственность конструктивно-компоновочных решений и унификацию по большинству агрегатов ходовой части и трансмиссии, машина в то же время имела ряд отличий. Дизельный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с, располагавшийся в переднем свесе под кабиной, давал возможность разместить 9-метровую контейнерную установку для запуска противокорабельных крылатых ракет или другое военное оборудование. Позже шасси (БАЗ-135МБК) оснастили бортовой металлической платформой. Крутящий момент к колесам обеих бортов подводили механическая коробка передач и межбортовой конический дифференциал. Стеклопластиковая кабина вмещала боевой расчет из шести человек. Применение стеклопластика и обратный наклон ветрового стекла в этом случае было вызвано, как и на «135К», назначением машины, поскольку кабина, выполненная из стали, не выдерживала ударный импульс реактивной струи, возникающий во время старта ракеты. Береговой ракетный комплекс «Редут», смонтированный на шасси БАЗ-135МБ, показал высокую боевую эффективность.
В 80-е годы ЗИЛ-135ЛМ прошел модернизацию, сводившуюся к установке устройств, обеспечивающих функционирование возимых оружейных систем. Машина получила новый индекс ЗИЛ-135ЛМП. Была также выпущена небольшая партия бортовых грузовиков ЗИЛ-135Л4.
Надо отметить, что автомобили первого поколения обладали не только заданными техническими параметрами, но также были надежны в эксплуатации и отличались высокой боеспособностью. Об этом свидетельствуют военные конфликты на Ближнем Востоке, в Ираке и Афганистане. Именно там продукция с маркой БАЗ показала свое превосходство над лучшими зарубежными образцами.
Другим ответственным заданием, которое правительство поручило брянским автостроителям, стало создание и постановка на производство семейства плавающих машин — носителей ракетного и зенитно-ракетного вооружения. За реализацию поставленной цели с большим энтузиазмом коллектив взялся в 1966 г. Ведущими конструкторами этих изделий стали Лазарев В.В., Гринченко И.В. и Авершин В.Т.
В результате напряженной работы армия получила унифицированное семейство плавающих машин, являвшимися мобильными средствами тактической ракетной системы «Точка» и зенитно-ракетного комплекса «Оса», принятых на вооружение в 70-е годы.
Накопленный опыт позволил успешно справиться с весьма сложными проблемами, стоявшими перед проектировщиками. В конструкции амфибий удачно сочетались новые разработки и хорошо зарекомендовавшие себя решения. Модели «5937» и «5939» с колесной формулой 6x6 имеют водонепроницаемый стальной корпус, в носовой части которого расположена кабина управления, в средней — грузовой отсек, а в кормовой — моторное отделение. Необходимая скорость на плаву поддерживается двумя водометными движителями.
![]() |
![]() |
Бортовой грузовик БАЗ-135Л4 | Береговой ракетный комплекс «Редут» на шасси БАЗ-135МБ |
![]() |
![]() |
Шасси БАЗ-135МБ | БАЗ-135МБК с бортовой платформой |