ЧАСТЬ IV
ПРОТОТИПЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Наиболее интересным прототипом среднего танка был V-8-H, с которым фирма ЧКД в Праге работала в 1937—1939 гг. Проектные прикидки проводились еще годом раньше. Вели проектирование этого танка инженеры Алексей Сурин и Карел Экснер. Прототип собирался до конца 1937 года и с 21 декабря 1937 г. начались его интенсивные испытания, которые проводились испытательным отделом танкового училища.
Испытания продолжались до 3 мая 1938 года. Машина прошла 4555 км, из которых 1533 — по пересеченной местности. Конечно, не обошлось без поломок и аварий: их было 143. Из них 16 — серьезных. Больше всего неприятностей сначала доставлял двигатель. Часто наблюдались поломки в ходовой части, особенно в пружинах подвески. В то время как коробка передач «Прага-Вильсон» выдержала 3000 км пробега до первой неисправности. В апреле 1938 г. комиссия представила заводу список неисправностей. Была
улучшена система охлаждения мотора, система подачи топлива, коробка передач, карбюратор и т. д. По их устранению машину снова подвергли испытаниям. В итоге, V-8-H оказался единственным прототипом, годным к поставке в серийное производство.
20 апреля 1938 г. первый отдел ГШ дал второму отделу Министерства народной обороны приказ на выдачу заказа на 300 танков V-8-H. Для этой цели были выделены 386 миллионов чешских крон. А ведь пока еще не был решен вопрос о вооружении танка. Предполагалось оснастить его 47-мм пушкой обр. 1938 года, с которой Шкода работала еще с 1934 года. Под названием А/9 в июне 1938 г. пушка была успешно испытана, однако были отмечены некоторые неполадки в системе автоматики.
ЧКД тем временем дорабатывала свой танк, стремясь оснастить его гироскопическим стабилизатором направления движения, перископическим прибором водителя, электростартером и стартером с помощью сжатого воздуха.
С марта по сентябрь 1938 г. Шкода и ЧКД интенсивно работали над прототипом совместного среднего танка SP-IIB. Прототип был передан в войска лишь 14 апреля 1939 г. Немцев эта машина совершенно не заинтересовала.
Работала Шкода и над танком с электротрансмиссией — SET, легким танком Т-11а и средним Т-21, на которых стояли сервоприводы механизмов управления с помощью сжатого воздуха.
Ничего не получалось и с танком группы S-111, которым занималась лишь Шкода. 14 декабря 1935 г. Министерство народной обороны выдало заказ на два прототипа S-III. Неудачей кончились испытания прототипа S-III-8 24 апреля 1938. И сама фирма отказалась от продолжения работ.
В 1937—1940 гг. ЧКД работала с плавающим танком F-IV-H. Заказ на такую машину поступил от ГШ 12 ноября 1937 г. За основу был взят танк AH-IV (прежде всего ходовая часть) с корпусом увеличенных размеров для обеспечения плавучести. Масса — 6,5 т, экипаж — 3 человека. Размеры — 505 х 245 х 207 см. Танк был вооружен только одним пулеметом в башне (боекомплект 4000 патронов). Броня — 6-14 мм. Двигатель мощностью 120 л. с. сообщал танку скорость на суше 45, а на воде — 9 км/ч. Танк снабжался чем-то вроде гидродинамического кожуха, имел два винта, руля не было. На суше танк имел запас хода 145 км. Испытания его в сентябре 1939 г. проводили уже немцы.
Улучшенный вариант F-IV-M также испытывали немцы до июля 1942 г. Танк показал скорость на воде 11,5 км/ч. Но испытателям он не понравился, как и F-IV-H, и оба были разобраны.
![]() |
![]() |
Проект среднего танка Т-III фирмы Татра |
Средний танк S-III фирмы Шкода |
![]() |
![]() |
Средний танк V-8-H фирмы ЧКД | САУ на базе танкетки MU-6 |
![]() |
![]() |
Опытный плавающий танк F-IV-H фирмы ЧКД | Транспортер 47-мм пушки LKMVP |
Опытный плавающий танк F-IV-H фирмы ЧКД
Печальна была и участь шкодовского плавающего танка SOT, так и не завершенного до момента оккупации.
Работы над первым образцом чешской САУ с 40-мм пушкой в инициативном порядке начала Шкода. В качестве базы сначала хотели использовать колесный тягач «Шкода» МТР6, а затем танкетку MU-6. Работы велись в 1934—1935 гг., но идея вовсе не заинтересовала Министерство народной обороны.
В ноябре 1936 года Шкода предложила LKMVP (lehky kanonovy motorovy vuz pasovy — легкая пушечная гусеничная машина). Прототип был представлен в августе 1937 г. и имел массу 2,06 т. Впрочем, это не была САУ в настоящем смысле слова, а транспортер 47-мм противотанковой пушки, которую при переправе, скажем, через реку или после доставки к полю боя снимали на землю.
Аналогичной идеей занималась и ЧКД. Свой заказ Министерство народной обороны отменило в декабре 1938 г.