Основным преимуществом осколочно-пучковых снарядов является сохранение в составе снаряда заряда взрывчатого вещества, обеспечивающего многофункциональное действие снаряда. При наличии дистанционно-ударного взрывателя снаряд может использоваться в вариантах поражения цели осевым потоком (рис. 9, а), круговым полем осколков корпуса при воздушном (б) и наземном (в) разрывах, а также за счет проникающе-фугасного действия (г) при установке ударного взрывателя на замедление.
В то же время специалисты указывают на ряд принципиальных трудностей, с которыми столкнутся разработчики осколочно-пучковых снарядов:
• сравнительно высокая стоимость изготовления блока готовых поражающих элементов, в особенности, при использовании тяжелых сплавов на основе вольфрама или урана, отсутствие серийных станков для плотной укладки готовых поражающих элементов, имеющих, например, цилиндрическую форму.
![]() |
![]() |
Рис.10 Осевой поток ГПЭ |
Рис.11 Авиабомба многоторцевого типа |
![]() |
![]() |
Рис. 12 Осколочная авиабомба осевого действия с механическим устройством зонтичного типа
|
Рис.13 Артиллерийский осколочный снаряд осевого действия |
Предложено много решений, направленных на увеличение площади контакта слой готовых поражающих элементов - заряд взрывчатого вещества, которые в основном сводятся к двум идеям — реализации многоторцевой конструкции и использованию цилиндрической поверхности снаряда для метания по оси.
Примером многоторцевой конструкции может служить ранее описанный снаряд «Р» шведской фирмы FFV. В корпусе снаряда размещены два метательных блока с вышибными пороховыми зарядами. Блок состоит из корпуса с зарядом взрывчатого вещества и однослойным набором готовых поражающих элементов на торце. В таблице 2 приведены характеристики осевых потоков готовых поражающих элементов снарядов «Р» двух калибров — масса одного ГПЭ т, общее число N и суммарная масса ГПЭ Nm.
При подходе снаряда к цели со скоростью Vc блоки вышибными зарядами последовательно выбрасываются из корпуса со скоростью VB, а затем происходит их подрыв и метание готовых поражающих элементов со скоростью Vпэ. Таким образом, происходит «трехступенчатый» разгон ГПЭ до суммарной начальной скорости Vo = Vc + VB + Vпэ = 1600 м/с с углом раствора при вершине склона 2φm = 35°. При этом обеспечивается пробитие стальной преграды 20 мм (для калибра 155 мм) и 40 мм (для калибра 203 мм), что позволяет применять снаряд для поражения крыш танков.
Тип снаряда осевого действия |
Способ придания дополнительной скорости ГПЭ |
Характерные образцы серийных снарядов |
Кинетический пучковый |
Не придается |
35-мм снаряд AHEAD фирмы Эрликон (Швейцария) 70-мм НАР с боевой частью М235 (США) |
Пороховая шрапнель |
Пороховой заряд |
30-мм многоэлементный снаряд фирмы Прибор (Россия) |
Осколочно-пучковый |
Заряд взрывчатого вещества |
35-мм снаряд HETF-T фирмы Диль (ФРГ) |
Комбинированный |
Пороховой заряд, заряд взрывчатого вещества |
155-мм снаряд «Р" фирмы FFV (Швеция) |
Предварительный выброс метательных блоков не только обеспечивает дополнительную скорость (VБ =300 м/с), но и осуществляет мягкое снятие головки снаряда. Интересное техническое решение содержит заявка № 2340652 ФРГ (рис. 11). Боеприпас составлен из нескольких метательных блоков, имеющих форму плоского цилиндра. Каждый блок соединен с донной частью упругим пером. При сбросе внешней обшивки перья разгибаются, разводя блоки в радиальных направлениях и освобождая их торцы для метания готовых поражающих элементов.
Таблица 2
Калибр, мм |
m, r |
N |
Nm, r |
155 |
15 |
170 |
2550 |
203 |
25 |
110 |
2750 |
Примеры конструкций второго направления, т. е. использующих цилиндрическую поверхность снаряда для метания по оси, представлены на рис. 12, 13. На рис.12 показана конструкция авиабомбы с механическим устройством раскрытия зонтичного типа, обеспечивающим при отвесном падении бомбы формирование потока готовых поражающих элементов, направленного вертикально вниз. В патенте Швеции № 3496656 та же идея реализована в конструкции артиллерийского снаряда с помощью взрывного разделения его по продольным разрезам корпуса (рис. 13) с отгибанием полос корпуса задним концом вперед. Недостатком обеих указанных конструкций является их сложность.