Рис. 6. Схема подвески ракеты Х-4 к истребителю Fw 190 F-8
Конечно, конструкторы понимали, что из-за химической агрессивности окислителя (азотная кислота) возникнут проблемы при эксплуатации ракеты, поэтому в следующих модификациях предполагалось применить твердотопливный двигатель Шмиддинг 109-603. Он развивал большую тягу — 150 кгс, но время его работы составляло только 8 сек. Вариант Х-4 с РДТТ доведен не был.
Система управления типа «Дюссельдорф-Дейтмольд» была создана известной фирмой «Телефункен». Команды, которые вырабатывал оператор на борту самолета-носителя, передавались на борт ракеты по изолированным проводам диаметром 0,2 мм и длиной 5500 м. Управление по проводам, характерная черта конструкций доктора Крамера, себя оправдало, и широко применялось во многих послевоенных ракетах. На борту ракеты, между воздушными баллонами и камерой сгорания, располагались гироскопический коммутатор сигналов (ведь ракета вращалась), электробатарея на 24 В и рулевые машинки. Наведение осуществлялось оператором по методу трех точек. На конечном этапе полета предполагалось использовать акустическую систему самонаведения «Догге», но это оборудование не было отработано.
Рассматривалась также возможность применения радиоуправления с помощью системы «Кран-Вальзенбригг», но это приводило к росту веса ракеты.
Боевая часть располагалась в носу ракеты и имела вес 25 кг. Из них 20 кг составлял заряд пластической взрывчатки под названием «Ниполит», созданной фирмой WASAG. Заряд размещался в металлическом корпусе, который имел стенки толщиной 10 мм и при взрыве образовывал множество осколков. БЧ должна была взрываться от неконтактного акустического взрывателя «Мейзе», на расстоянии не более 7 м от цели. Предполагалось также использовать взрыватели других систем, например «Мадрид», «Краних», «Люх» и др.
Общий вес ракеты Х-4 составил 60,5 кг, поэтому ее можно было разместить на любом узле подвески грузоподъемностью более 70 кг. Ракетой планировалось вооружить самолеты Вf-109, Fw-190, Ju-88, Ju-388 (по две ракеты), а также реактивный истребитель Me-262 (четыре ракеты).
Дальность полета ракеты составляла примерно 5500 м при скорости 900 км/ч, поэтому истребитель должен был атаковать цель из задней полусферы или с пикирования (при этом увеличивалась скорость и дальность ракеты). Допускалась атака снизу — ракета имела скороподъемность 91 м/сек.
![]() |
![]() |
Рис. 7. Схема подвески ракеты Х-4 к самолету Ju- 88 |
Первые успешные пуски были вы полнены в августе 1944 г. При наземных стрельбах была показана дальность 3500 м, а при пуске с самолет Fw-190 (рис. 6) — 5500 м. Всего на испытаниях было израсходовано 130 ракет — цифра весьма внушительная, причем основная масса их запускалась с пяти специально оборудованных самолетов Fw-190F-8. Проводились также опыты по пуску ракеты с борта самолета Ju-88 (рис. 7).
Ракету Х-4 подготовили к серийному производству и на 1945 г. было заказано 19850 штук. Еще 3000 Х-4 под обозначением Gerat 78 заказали части СС для выполнения специальных заданий. Но в феврале 1945 г. был уничтожен завод в Старгарде, где сгорели большинство изготовленных для Х-4 двигателей, а в конце февраля состоялся налет на аэродром Кюппер, где ракеты готовились к испытаниям и боевому применению. После таких тяжелых потерь надежды на серийное производство растаяли.
Несмотря на то, что данное оружие имело множество недостатков: были малы дальность и скорость полета, точность стрельбы зависела от квалификации оператора и погодных условий, а также существовали проблемы в эксплуатации и обслуживании, это был огромный шаг вперед в развитии управляемого ракетного оружия.