The server may have failed or be under short-term maintenance.
If the error repeats continuously over a long period of time,
please inform us via the Contact Us form.

Полевая артиллерия большой и особой мощности - 0002.htm

Предыдущая Оглавление Следующая

Таблица 1

Число и литера батареи

Число орудий

Калибр и образец орудий

200-я артиллерийская бригада (6 дивизионов)

4-А

8

280-мм гаубицы Шнейдера

3-В

6

305-мм гаубицы Обуховского завода

3-Е

12

120-мм французские пушки

3

12

120-мм пушки O6yxoвcкого завода

2

8

152-мм осадные пушки в 200 пудов

3

12

152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г.

201-я артиллерийская бригада (5 дивизионов)

3-В

6

305-мм гаубицы Обуховского завода

3-Г

12

203-мм гаубицы Виккерса

3-Е

12

120-мм французские пушки

2

8

152-мм осадные пушки в 200 пудов

3

12

152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г.

202-я артиллерийская бригада (5 дивизионов)

3-Г

12

203-мм гаубицы Виккерса

4-Д

8

305-мм гаубицы Виккерса

3-Е

12

120-мм французские пушки

2

8

152-мм осадные пушки в 200 пудов

3

12

152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г.

203-я артиллерийская бригада (6 дивизионов)

3-Б

6

152-мм гаубицы Шнейдера

3-8

6

305-мм гаубицы Обуховского завода

3-Г

12

203-мм гаубицы Виккерса

3-Е

12

120-мм французские пушки

2-М

8

152-мм английские пушки

2

8

152-мм осадные пушки в 200 пудов

203-я артиллерийская бригада (отдельные батареи) 

1

2

254-мм береговые пушки в 45 клб

4-А

8

208-мм гаубицы Шнейдера

3-Б

6

152-мм осадные пушки Шнейдера

3-Г

12

203-мм гаубицы Виккерса

4

16

120-мм пушки Обуховского завода

2

8

152-мм осадные пушки в 200 пудов

3

12

152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г.

205-я артиллерийская бригада (5 дивизионов)

6-Б

12

152-мм осадные пушки Шнейдера

2-Ж

6

120-мм английские пушки

2

8

152-мм осадные пушки в 200 пудов

3

12

152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г.

4

8

152-мм береговые пушки Канэ

206-я артиллерийская бригада (отдельные батареи)

2

4

254-мм береговые пушки в 45 клб.

После октября 1917 г. начался самопроизвольный распад частей ТАОНа, а через некоторое время советское правительство распорядилось о полном расформировании ТАОНа. Лишь 5 апреля 1918 г. приказом Наркомвоена было прекращено расформирование ТАОНа. Но к тому времени большая часть материальной части ТАОНа была утеряна. Фактически воссоздание ТАОНа было начато 9.10.1918 г., когда Наркомвоен утвердил штаты ТАОНа. Из-за плохого состояния материальной части красного ТАОНа, а главное, из-за маневренного характера гражданской войны, ТАОН в боевых действиях в 1918— 1921 гг. участия не принимал. Исключением явилось применение пяти 120-мм и шести 155-мм французских орудий обр. 1878 г. в боях под Каховкой в августе 1920 г.

1904-1917 гг. Осадная артиллерия

203-ММ ГАУБИЦА ОБР. 1913 Г.

В 1908 году ГАУ разработало техническое задание на проектирование 203-мм осадной и крепостной гаубицы, которая должна была заменить 8-дм легкую пушку и 8-дм легкую мортиру.

28.04.1909 г. АК (Артиллерийский Комитет) постановил заказать заводу Виккерса (по его проекту) опытный образец 203-мм гаубицы. В 1910 году завод изготовил его и выслал в Петербург. В 1911 году гаубица была испытана 299 выстрелами.

Заказ гаубиц предвещал хороший куш... и в первой половине 1912 года фирмы Шнейдер и Крупп безвозмездно прислали на ГАП для конкурсных испытаний свои 203-мм гаубицы. С конца 1912 года по март 1913 года три системы прошли конкурсные испытания. [Табл.2]

FAHSP002.jpg FAHSP003.jpg
Башмачный ход артиллерийских систем периода первой мировой войны 203-мм гаубица обр.1913 r.

Оказалось, что все образцы превзошли ТТЗ, выработанное ГАУ. Из гаубиц Виккерса было сделано 345 выстрелов, Круппа — 368 и Шнейдера — 273. Все три гаубицы допускали стрельбу полным зарядом без всяких платформ прямо с грунта в пределах 0°; +40°, а гаубица Круппа даже с 0° до +60°. Для стрельбы с мягкого грунта имелись специальные приспособления: у системы Виккерса — деревянные подкладки под колеса; Круппа — колесные башмачные пояса; Шнейдера — добавочные уширенные стальные колесные обода и подкладки под колеса. Все три гаубицы имели откат по оси канала, гидравлические компрессоры и гидропневматические накатники. Все системы снабжались механизмами для быстрого приведения ствола к углу заряжания. Устойчивость и меткость орудий на испытаниях были признаны удовлетворительными.

В заключении комиссии отмечалось, что у гаубицы Виккерса ненадежен прицел, неудачная конструкция и ненадежная работа накатника, подкладки под колеса тяжелы и неудобны, щит низок и не закрывает расчет. У гаубицы Круппа при выстреле вибрировала откатная часть. Работа приведения ствола в положение для заряжания медленная. У гаубицы Шнейдера добавочные обода не обеспечивали лафетные колеса от врезания в мягкий грунт. Поэтому было рекомендовано отказаться от этих ободов и перейти на башмачные пояса.

Комиссия, конечно, предложила выбрать гаубицу Шнейдера, хотя гаубица Круппа существенно превосходила ее по начальной скорости, дальности и углу возвышения. По воле в. к. Сергея Михайловича и красотки Матильды генералы записали в заключении явную глупость (а может и издевательство над Сергеем), что большой угол возвышения 60° у крупповской гаубицы не нужен, так как «это орудие не назначается для разрушения прочных бетонных построек». Получается, что 203-мм гаубица предназначалась для разрушения окопов и деревянных изб.

В конце 1913 года гаубицу Шнейдера приняли на вооружение под названием «8-дм осадная и крепостная гаубица обр. 1913 г.» Согласно Положению Военного Совета от 19.06. 1914 г. заказ на 32 гаубицы было решено дать Путиловскому заводу. Контракт с заводом был заключен 9.09.1914 г. Общая стоимость гаубиц оценивалась в 2352 тыс. рублей. С выполнением же договора Путиловский завод не спешил, а ГАУ, в свою очередь, не давило на завод. В результате к 1.01.1918 г. изготовили лишь несколько полуфабрикатов, из которых невозможно было собрать даже одну гаубицу. Начатые производством детали законсервировали. На 4.01.1928 г. на заводе все еще находились полуфабрикаты для 8-дм гаубиц обр. 1913 г.

Таблица 2

Данные гаубиц на испытаниях

Виккерс Крупп Шнейдер
Калибр, мм 203,2 203,2 203,2
Длима ствола, кпб. 19 12 13
Угол ВН +40° +60° 0° +43°
Вес орудия в боевом положении, кг 5930 5340/ 5094* 5389
Система в походном положении:
Вес лафета с люлькой на передке, с принадлежностью, но без колесного пояса, кг 4226 3391 3604
Вес ствольной повозки с орудием, кг 4226 3462 3260
Вес снаряда, кг 98,3 98,3 98,3
Начальная скорость снаряда, кг 305 366 335
Дальность стрельбы, км 7200/35° 8500/32° 8500/39°
Скорострельность, выстр./мин. 3—4 2—2,5 2,5—3

* — вместе с летним сошником, зарядной тележкой и лотком/ без них

Предыдущая Оглавление Следующая