Таблица 1 |
||
Число и литера батареи |
Число орудий |
Калибр и образец орудий |
200-я артиллерийская бригада (6 дивизионов) |
||
4-А |
8 |
280-мм гаубицы Шнейдера |
3-В |
6 |
305-мм гаубицы Обуховского завода |
3-Е |
12 |
120-мм французские пушки |
3 |
12 |
120-мм пушки O6yxoвcкого завода |
2 |
8 |
152-мм осадные пушки в 200 пудов |
3 |
12 |
152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г. |
201-я артиллерийская бригада (5 дивизионов) |
||
3-В |
6 |
305-мм гаубицы Обуховского завода |
3-Г |
12 |
203-мм гаубицы Виккерса |
3-Е |
12 |
120-мм французские пушки |
2 |
8 |
152-мм осадные пушки в 200 пудов |
3 |
12 |
152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г. |
202-я артиллерийская бригада (5 дивизионов) |
||
3-Г |
12 |
203-мм гаубицы Виккерса |
4-Д |
8 |
305-мм гаубицы Виккерса |
3-Е |
12 |
120-мм французские пушки |
2 |
8 |
152-мм осадные пушки в 200 пудов |
3 |
12 |
152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г. |
203-я артиллерийская бригада (6 дивизионов) |
||
3-Б |
6 |
152-мм гаубицы Шнейдера |
3-8 |
6 |
305-мм гаубицы Обуховского завода |
3-Г |
12 |
203-мм гаубицы Виккерса |
3-Е |
12 |
120-мм французские пушки |
2-М |
8 |
152-мм английские пушки |
2 |
8 |
152-мм осадные пушки в 200 пудов |
203-я артиллерийская бригада (отдельные батареи) |
||
1 |
2 |
254-мм береговые пушки в 45 клб |
4-А |
8 |
208-мм гаубицы Шнейдера |
3-Б |
6 |
152-мм осадные пушки Шнейдера |
3-Г |
12 |
203-мм гаубицы Виккерса |
4 |
16 |
120-мм пушки Обуховского завода |
2 |
8 |
152-мм осадные пушки в 200 пудов |
3 |
12 |
152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г. |
205-я артиллерийская бригада (5 дивизионов) |
||
6-Б |
12 |
152-мм осадные пушки Шнейдера |
2-Ж |
6 |
120-мм английские пушки |
2 |
8 |
152-мм осадные пушки в 200 пудов |
3 |
12 |
152-мм крепостные гаубицы обр. 1909 г. |
4 |
8 |
152-мм береговые пушки Канэ |
206-я артиллерийская бригада (отдельные батареи) |
||
2 |
4 |
254-мм береговые пушки в 45 клб. |
После октября 1917 г. начался самопроизвольный распад частей ТАОНа, а через некоторое время советское правительство распорядилось о полном расформировании ТАОНа. Лишь 5 апреля 1918 г. приказом Наркомвоена было прекращено расформирование ТАОНа. Но к тому времени большая часть материальной части ТАОНа была утеряна. Фактически воссоздание ТАОНа было начато 9.10.1918 г., когда Наркомвоен утвердил штаты ТАОНа. Из-за плохого состояния материальной части красного ТАОНа, а главное, из-за маневренного характера гражданской войны, ТАОН в боевых действиях в 1918— 1921 гг. участия не принимал. Исключением явилось применение пяти 120-мм и шести 155-мм французских орудий обр. 1878 г. в боях под Каховкой в августе 1920 г.
1904-1917 гг. Осадная артиллерия
203-ММ ГАУБИЦА ОБР. 1913 Г.
В 1908 году ГАУ разработало техническое задание на проектирование 203-мм осадной и крепостной гаубицы, которая должна была заменить 8-дм легкую пушку и 8-дм легкую мортиру.
28.04.1909 г. АК (Артиллерийский Комитет) постановил заказать заводу Виккерса (по его проекту) опытный образец 203-мм гаубицы. В 1910 году завод изготовил его и выслал в Петербург. В 1911 году гаубица была испытана 299 выстрелами.
Заказ гаубиц предвещал хороший куш... и в первой половине 1912 года фирмы Шнейдер и Крупп безвозмездно прислали на ГАП для конкурсных испытаний свои 203-мм гаубицы. С конца 1912 года по март 1913 года три системы прошли конкурсные испытания. [Табл.2]
![]() |
![]() |
Башмачный ход артиллерийских систем периода первой мировой войны | 203-мм гаубица обр.1913 r. |
Оказалось, что все образцы превзошли ТТЗ, выработанное ГАУ. Из гаубиц Виккерса было сделано 345 выстрелов, Круппа — 368 и Шнейдера — 273. Все три гаубицы допускали стрельбу полным зарядом без всяких платформ прямо с грунта в пределах 0°; +40°, а гаубица Круппа даже с 0° до +60°. Для стрельбы с мягкого грунта имелись специальные приспособления: у системы Виккерса — деревянные подкладки под колеса; Круппа — колесные башмачные пояса; Шнейдера — добавочные уширенные стальные колесные обода и подкладки под колеса. Все три гаубицы имели откат по оси канала, гидравлические компрессоры и гидропневматические накатники. Все системы снабжались механизмами для быстрого приведения ствола к углу заряжания. Устойчивость и меткость орудий на испытаниях были признаны удовлетворительными.
В заключении комиссии отмечалось, что у гаубицы Виккерса ненадежен прицел, неудачная конструкция и ненадежная работа накатника, подкладки под колеса тяжелы и неудобны, щит низок и не закрывает расчет. У гаубицы Круппа при выстреле вибрировала откатная часть. Работа приведения ствола в положение для заряжания медленная. У гаубицы Шнейдера добавочные обода не обеспечивали лафетные колеса от врезания в мягкий грунт. Поэтому было рекомендовано отказаться от этих ободов и перейти на башмачные пояса.
Комиссия, конечно, предложила выбрать гаубицу Шнейдера, хотя гаубица Круппа существенно превосходила ее по начальной скорости, дальности и углу возвышения. По воле в. к. Сергея Михайловича и красотки Матильды генералы записали в заключении явную глупость (а может и издевательство над Сергеем), что большой угол возвышения 60° у крупповской гаубицы не нужен, так как «это орудие не назначается для разрушения прочных бетонных построек». Получается, что 203-мм гаубица предназначалась для разрушения окопов и деревянных изб.
В конце 1913 года гаубицу Шнейдера приняли на вооружение под названием «8-дм осадная и крепостная гаубица обр. 1913 г.» Согласно Положению Военного Совета от 19.06. 1914 г. заказ на 32 гаубицы было решено дать Путиловскому заводу. Контракт с заводом был заключен 9.09.1914 г. Общая стоимость гаубиц оценивалась в 2352 тыс. рублей. С выполнением же договора Путиловский завод не спешил, а ГАУ, в свою очередь, не давило на завод. В результате к 1.01.1918 г. изготовили лишь несколько полуфабрикатов, из которых невозможно было собрать даже одну гаубицу. Начатые производством детали законсервировали. На 4.01.1928 г. на заводе все еще находились полуфабрикаты для 8-дм гаубиц обр. 1913 г.
Таблица 2 |
|||
Данные гаубиц на испытаниях |
|||
Виккерс | Крупп | Шнейдер | |
Калибр, мм | 203,2 | 203,2 | 203,2 |
Длима ствола, кпб. | 19 | 12 | 13 |
Угол ВН | +40° | +60° | 0° +43° |
Вес орудия в боевом положении, кг | 5930 | 5340/ 5094* | 5389 |
Система в походном положении: | |||
Вес лафета с люлькой на передке, с принадлежностью, но без колесного пояса, кг | 4226 | 3391 | 3604 |
Вес ствольной повозки с орудием, кг | 4226 | 3462 | 3260 |
Вес снаряда, кг | 98,3 | 98,3 | 98,3 |
Начальная скорость снаряда, кг | 305 | 366 | 335 |
Дальность стрельбы, км | 7200/35° | 8500/32° | 8500/39° |
Скорострельность, выстр./мин. | 3—4 | 2—2,5 | 2,5—3 |
* — вместе с летним сошником, зарядной тележкой и лотком/ без них