203-ММ ГАУБИЦА ОБР. 1929 Г. (Е-16) ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ»
В конце 20-х годов руководство Ленинградского машиностроительного треста бомбардировало АК и Реввоенсовет предложениями о восстановлении производства 8-дм гаубиц обр. 1913 г. Но 4.01.1928 г. председатель машиностроительного треста получил окончательный отказ на восстановление производства. Тогда в тресте к 20.01.1929 г. был разработан проект модернизации 8-дм осадной гаубицы обр. 1913 г.
По проекту модернизации старый ствол гаубицы Шнейдера длиной в 13 клб заменялся новым в 20 клб. Начальная скорость увеличивалась с 335 м/с до 420 м/с. Благодаря этому расчетная дальность новым дальнобойным снарядом была 14 км, а старым снарядом — 11,3 км. При этом давление в канале возрастало ненамного, чтобы не увеличивать прочность лафета. Длина отката гаубицы не менялась, противооткатные устройства претерпели лишь незначительные изменения. Деревянные колеса были заменены металлическими дисковыми от 152-мм пушки обр. 1910/30 г.
Чтобы облегчить производство и испытания новой гаубицы попытались отыскать опытный образец 203-мм гаубицы Шнейдера, который после испытаний на ГАП был отправлен 28 мая 1913 года на Путиловский завод. Однако найти гаубицу не удалось, несмотря на то, что 26 апреля 1929 года мобилизационно-плановое управление обратилось за помощью даже в ОГПУ.
Заказ на опытный образец 203-мм гаубицы обр. 1929 г. системы «Шнейдер - Красный Путиловец» был выдан тресту «Красный Путиловец» 10.07.1929 г. 21 декабря 1930 г. на НИАП направили опытный образец 203-мм гаубицы обр. 1929 г. № 1. Испытания гаубицы начались на следующий день. Не дожидаясь их окончания АУ (артиллерийское управление) решило выпустить гаубицы обр. 1929 г. малой серией. В 1931 году изготовили 10 гаубиц, но ни одна не была принята заказчиком.
В первой половине 1932 года пять гаубиц прошли полигонные испытания на НИАПе. По результатам испытаний было решено доработать систему, устранить ряд недостатков, а также упрочить лафеты гаубиц.
В 1935 году Кировский завод, бывший «Красный Путиловец», получил заказ на переделку 16 203-мм гаубиц «Е» (бывших обр. 1929 г. — причину переименования автору так и не удалось выяснить). Все гаубицы должны быть сданы заводом в том же 1935 году, но ни в 1935, ни в 1936 году заказ не выполнили. На 1.07.1937 г. несданными оставались 14 гаубиц.
Данные о дальнейшем использовании гаубиц «Е» (иногда их называли Е-16) автором не найдены. Но, во всяком случае, 203-мм гаубица Е-16 упомянута среди действующих орудий в «Справочнике по боеприпасам» 1943 года издания. [Табл. 3]
Таблица 3 |
||
Данные 203-мм гаубиц |
||
Шнейдера (серийная гаубица) |
Завода «Красный Путиловец» |
|
Калибр, мм |
203,4 |
203,4 |
Длина ствола, мм/кпб |
2641/1З |
4100/20,2 |
Крутизна нарезов (постоянная), клб |
20 |
20 |
Число нарезов |
64 |
64 |
Вес ствола с затвором, кг |
2135 |
2878 |
Угол ВН |
0°;+45° |
0°; +42,5° |
Угол ГН |
±3° |
±3° |
Длина отката, мм: |
||
нормального |
- |
1100—1250 |
предельного |
1400 |
1400 |
Высота линии огня, мм |
1640 |
1640 |
Толщина щита, мм |
6 |
6 |
Вес лафета без ствола, кг |
3250 |
4574 |
Скорострельность, выстр./мин |
2,5-3 |
около 3 |
расчет, чел. |
- |
7 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин |
- |
65-75 |
Скорость возки, км/чac |
- |
6-10 |
Боеприпасы и баллистика 203-мм гаубицы обр. 1929 г. [Табл.4]
Таблица 4 |
|
Расчетные баллистические данные 203-мм гаубицы обр. 1929 г. | |
Вес снаряда, кг | 100 |
Все заряда, кг | 6,5 |
Начальная скорость, м/с | 430 |
Дальность, м | 14000 |
Давление в канале ствола, кг/см2 | 1679 |
В июле 1932 года при испытаниях двух гаубиц № 4/6 и № 9/9 снарядом весом 98 кг и зарядом весом 6,5 кг марки 9/7 была получена средняя начальная скорость 438,5 м/с.
Из-за недостаточной прочности лафетов баллистику гаубицы пришлось ухудшить. В декабре 1939 года были утверждены таблицы стрельбы 203-мм гаубицы Е-16 для снарядов от гаубицы Б-4 и английских гранат Ф-621. Гаубица Е-16 имела четыре заряда (полный и три уменьшенных). Заряжание раздельно-гильзовое. Вес полного заряда для снаряда в 100 кг — 5,3 кг. [Табл.5]
Таблица 5 |
||
Таблицы стрельбы, утверждённые в декабре 1939 года |
||
Снаряд |
Ф-621 |
Г-620 |
Вес снаряда, кг |
90,7 |
100 |
Заряд |
полный |
полный |
Дальность, м |
9740 |
10910 |
Давление в канале ствола, кг/см2 |
- |
1670 |