Предыдущая Оглавление Следующая

203-ММ ГАУБИЦА ОБР. 1929 Г. (Е-16) ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ»

В конце 20-х годов руководство Ленинградского машиностроительного треста бомбардировало АК и Реввоенсовет предложениями о восстановлении производства 8-дм гаубиц обр. 1913 г. Но 4.01.1928 г. председатель машиностроительного треста получил окончательный отказ на восстановление производства. Тогда в тресте к 20.01.1929 г. был разработан проект модернизации 8-дм осадной гаубицы обр. 1913 г.

По проекту модернизации старый ствол гаубицы Шнейдера длиной в 13 клб заменялся новым в 20 клб. Начальная скорость увеличивалась с 335 м/с до 420 м/с. Благодаря этому расчетная дальность новым дальнобойным снарядом была 14 км, а старым снарядом — 11,3 км. При этом давление в канале возрастало ненамного, чтобы не увеличивать прочность лафета. Длина отката гаубицы не менялась, противооткатные устройства претерпели лишь незначительные изменения. Деревянные колеса были заменены металлическими дисковыми от 152-мм пушки обр. 1910/30 г.

Чтобы облегчить производство и испытания новой гаубицы попытались отыскать опытный образец 203-мм гаубицы Шнейдера, который после испытаний на ГАП был отправлен 28 мая 1913 года на Путиловский завод. Однако найти гаубицу не удалось, несмотря на то, что 26 апреля 1929 года мобилизационно-плановое управление обратилось за помощью даже в ОГПУ.

Заказ на опытный образец 203-мм гаубицы обр. 1929 г. системы «Шнейдер - Красный Путиловец» был выдан тресту «Красный Путиловец» 10.07.1929 г. 21 декабря 1930 г. на НИАП направили опытный образец 203-мм гаубицы обр. 1929 г. № 1. Испытания гаубицы начались на следующий день. Не дожидаясь их окончания АУ (артиллерийское управление) решило выпустить гаубицы обр. 1929 г. малой серией. В 1931 году изготовили 10 гаубиц, но ни одна не была принята заказчиком.

В первой половине 1932 года пять гаубиц прошли полигонные испытания на НИАПе. По результатам испытаний было решено доработать систему, устранить ряд недостатков, а также упрочить лафеты гаубиц.

В 1935 году Кировский завод, бывший «Красный Путиловец», получил заказ на переделку 16 203-мм гаубиц «Е» (бывших обр. 1929 г. — причину переименования автору так и не удалось выяснить). Все гаубицы должны быть сданы заводом в том же 1935 году, но ни в 1935, ни в 1936 году заказ не выполнили. На 1.07.1937 г. несданными оставались 14 гаубиц.

Данные о дальнейшем использовании гаубиц «Е» (иногда их называли Е-16) автором не найдены. Но, во всяком случае, 203-мм гаубица Е-16 упомянута среди действующих орудий в «Справочнике по боеприпасам» 1943 года издания. [Табл. 3]

Таблица 3

Данные 203-мм гаубиц

Шнейдера (серийная гаубица)

Завода «Красный Путиловец»

Калибр, мм

203,4

203,4

Длина ствола, мм/кпб

2641/1З

4100/20,2

Крутизна нарезов (постоянная), клб

20

20

Число нарезов

64

64

Вес ствола с затвором, кг

2135

2878

Угол ВН

0°;+45°

0°; +42,5°

Угол ГН

±3°

±3°

Длина отката, мм:

нормального

-

1100—1250

предельного

1400

1400

Высота линии огня, мм

1640

1640

Толщина щита, мм

6

6

Вес лафета без ствола, кг

3250

4574

Скорострельность, выстр./мин

2,5-3

около 3

расчет, чел.

-

7

Время перехода из походного положения в боевое, мин

-

65-75

Скорость возки, км/чac

-

6-10

Боеприпасы и баллистика 203-мм гаубицы обр. 1929 г. [Табл.4]

Таблица 4

Расчетные баллистические данные 203-мм гаубицы обр. 1929 г.
Вес снаряда, кг 100
Все заряда, кг 6,5
Начальная скорость, м/с 430
Дальность, м 14000
Давление в канале ствола, кг/см2   1679

В июле 1932 года при испытаниях двух гаубиц № 4/6 и № 9/9 снарядом весом 98 кг и зарядом весом 6,5 кг марки 9/7 была получена средняя начальная скорость 438,5 м/с. 

Из-за недостаточной прочности лафетов баллистику гаубицы пришлось ухудшить. В декабре 1939 года были утверждены таблицы стрельбы 203-мм гаубицы Е-16 для снарядов от гаубицы Б-4 и английских гранат Ф-621. Гаубица Е-16 имела четыре заряда (полный и три уменьшенных). Заряжание раздельно-гильзовое. Вес полного заряда для снаряда в 100 кг — 5,3 кг. [Табл.5]

Таблица 5

Таблицы стрельбы, утверждённые в декабре 1939 года

Снаряд

Ф-621

Г-620

Вес снаряда, кг

90,7

100

Заряд

полный

полный

Дальность, м

9740

10910

Давление в канале ствола, кг/см2

-

1670

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz