ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ЛАФЕТНЫХ И СТВОЛЬНЫХ ПОВОЗОК К Б-4
История
Триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Большевик», постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б-29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр-10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два «Коминтерна» цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки Бр-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.
В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр-10 и Б-29 от 7 августа 1938 года не без основания было сказано: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям». Работы по созданию новых ходовых частей как к лафету Б-4, так и новых ствольных повозок, в 1936—1941 гг. велись на многих заводах. Так, в 1937 году на заводе «Баррикады» был изготовлен опытный образец гусеничного хода для лафета Б-4, получивший индекс Бр-7. Однако он не выдержал полигонных испытаний и дальнейшей отработке не подлежал.
С 25 ноября по 30 декабря 1939 года проходила войсковые испытания 203-мм гаубица Б-4 с новым гусеничным ходом лафета Т-117. Гаубица Б-4 на Т-117 прошла 962 км за трактором «Ворошиловец» со средней скоростью 8-14 км/час, максимальная скорость на отдельных участках достигала 25-30 км/час. По сравнению со старым гусеничным ходом Т-117 имел следующие преимущества: меньшее удельное давление на грунт, выше проходимость и скорость движения, система была более устойчива на походе и при стрельбе. Недостатками Т-117 являлись: больший на 1330 кг вес хода и недостаточная прочность траков. По результатам испытаний комиссия сделала вывод: Т-117 полигонные испытания выдержал, но этих испытаний недостаточно для принятия его на вооружение, надо провести дополнительные полигонные испытания в весенне-летних условиях. На вооружение гусеничный ход Т-117 так и не поступил.
В 1939 году заводом «Баррикады» была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр-15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм.
На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр-10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов.
Но на вооружение Бр-15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу. существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет.
ТРИПЛЕКС М-50
История проектирования триплекса М-50
Неудовлетворительная маневренность лафета Б-4 заставила АУ наряду с попытками модернизировать этот лафет начать проектирование принципиально нового колесного лафета. 8 февраля 1938 года АУ утвердило тактико-технические требования на разработку 203-мм гаубицы и 152-мм пушки на едином лафете (дуплекса). Лафет и ствольная повозка должны быть на колесах и быть едиными для обеих систем. Качающиеся части орудий, баллистика и боеприпасы должны быть взяты от 152-мм пушки Бр-2 и 203-мм гаубицы Б-4.
АУ заключило с заводом № 172 договор на разработку проекта дуплекса со сроком сдачи в мае 1939 года. Опытный образец планировалось изготовить в ноябре 1939 года. В Перми дуплексу присвоили заводской индекс М-50 и этим ограничились, ссылаясь на занятость конструкторов проектированием 107-мм дивизионной пушки М-60 и 203-мм корпусной гаубицы М-40. К работе над М-50 на заводе вернулись лишь в начале 1940 года. 9 июня 1940 года АУ потребовало от завода № 172 обеспечить наложение на лафет еще и тела 280 мм мортиры Бр-5, то есть дуплекс превратился в триплекс.
Для ускорения работы над М-50 в 1940 году на АНИОПе были испытаны 220-мм гаубица фирмы Шкода и 211-мм немецкая мортира. В конце концов, завод № 172 разработал проект триплекса М-50. Лафет имел раздвижные клепаные станины. На первой повозке находился ствол и поддон (поворотный круг), на другой — лафет. При переходе в боевое положение лафет наезжал на поддон. Тем не менее, пассивное сопротивление КБ завода № 172 принесло свои плоды, и к 22 июня 1941 года триплекс М-50 был готов только на бумаге. Чтобы исправить положение ГАУ попыталось привлечь к проектированию триплекса заводы № 352 (Новочеркасск) и Уралмаш, но и те ничего не сделали или не хотели делать. [Табл.79]
Таблица 79 |
|||
Данные триплекса М-50 |
|||
Орудие |
Пушка |
Гаубица |
Мортира |
Калибр, мм |
152 |
203,4 |
280 |
Угол ВН, град. |
-4°; +45° |
-4°; +60° |
-4°; +70° |
Угол ГН, град. |
60° |
60° |
60° |
Диаметр колеса, мм |
1070 |
1070 |
1070 |
Вес системы в боевом положении, кг |
19500 |
19500 |
19500 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин |
30 |
30 |
30 |
Скорость возки по шоссе, км/час |
25 |
25 |
25 |
Эскиз 152-мм пушки дуплекса М-50
203-ММ ГАУБИЦА Б-4М И 152-ММ ПУШКА БР-2М
История модернизации лафетов
Разработка проекта лафета для 203-мм гаубицы Б-4 была проведена на заводе «Баррикады» в инициативном порядке под руководством Сергеева Г.И. Технический проект нового лафета закончили в апреле 1954 года, а уже в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были поданы на испытания. Новый колесный лафет был принят на вооружение в 1955 году. 203-мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М, 152-мм пушка — Бр-2М, а 280-мм мортира — Бр-5М. Новые тела гаубиц, пушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов.
Устройство лафетов
Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий. Ниже приводятся описания Б-4М и Бр-2М, но основные механизмы имеют одинаковое устройство и для мортиры Бр-5М.
В модернизированных орудиях повышена живучесть ходовой части и осуществлена нераздельная возка на одной повозке. В связи с этим отпала необходимость комплектации каждого орудия ствольной повозкой Бр-10. Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не менялись.
Таблица 80 |
||
Данные модернизированных лафетов |
||
Б-4М |
Бр-2М |
|
Угол ВН, град. |
0°; +60° |
0°; +60° |
Угол ГН, град. |
8° |
8° |
Длина отката, мм: |
||
при углах от 0° до 30° |
1300—1410 |
до 1370 |
при углах от 30° до 42° |
1400—850 |
— |
при углах от 42° до 60° |
850-880 |
|
Высота линии огня, мм |
1920 |
— |
Длина орудия в боевом положении, мм |
9400 |
11500 |
Длина орудия (со стволом) в походном положении, мм |
10100 |
10100 |
Ширина орудия в походном и боевом положении, мм |
||
Высота орудия в боевом положении при угле 0°, мм |
2230 |
2230 |
Высота орудия в походном положении (ствол закреплен по походному), мм |
3000 |
3000 |
Ширина хода, мм |
2250 |
2250 |
Вес системы в боевом положении, кг |
19700 |
20200 |
Вес системы в походном положении с укладкой и передком, кг |
21900 |
22400 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин |
30—60 |
30—60 |