Предыдущая Оглавление Следующая

GrTrp019.jpg GrTrp020.jpg

«Голиаф» BV

GrTrp021.jpg GrTrp022.jpg

Радиоуправляемая машина BIV фирмы Боргвард

GrTrp023.jpg

Один из прототипов BIV

С мая 1942 г. по ноябрь 1943 г фирма выпустила около 900 этих «игрушек». Они поступили на вооружение двух батальонов и четырех рот радиоуправляемых танков. В июле 1943 г. радиотанки 312-й роты, входившей в состав немецкой группы армий «Центр», приняли участие в расчистке советских минных полей на Курской дуге. Радиотанки несли большие потери от нашего огня, что заставило конструкторов на новой серии машин значительно увеличить толщину брони. Теперь она достигала 20 мм. Вес машины этой новой модификации «С» составлял 4,65 т. Новый двигатель мощностью 78 л.с. позволял развивать скорость до 40 км/ч. С декабря 1943 по сентябрь 1944 г. было выпущено 305 BIVC.

Основным недостатком применения системы BIV было то, что оператор с безопасного удаления от цели мог с трудом следить за ведомой машиной. Были проведены опыты с применением телевидения, впрочем, успехом не увенчавшиеся.

А пока суть да дело, для наведения на цель стали использоваться тяжелые танки «Тигр». В августе 1944 г. 301-й отдельный танковый батальон выделил для этой цели 21 «Тигр». Взвод радиотанков состоял из одного командирского и трех «Тигров» наведения, каждый из которых управлял тремя BIV.

Однако ни «Голиафы», ни BIV не удовлетворяли полностью немецких генералов. Первый был малоэффективен, второй слишком дорог. И вот в замену им обоим, военное ведомство Германии предложило знаменитой мотоциклетной фирме NSU создать свой образец сухопутной торпеды. За основу был взят гусеничный мотоцикл NSU и с октября 1944 по февраль 1945 гг. было выпущено 50 машин, названных «Шпрингер». Их вес составлял 2,4 т, длина 3,17, ширина 1,43, высота 1,45 м. Автомобильный мотор Опель «Олимпия» мощностью 37 л. с. сообщал скорость 42 км/ч, запас хода — 200 км. «Шпрингер» нес 330 кг взрывчатки и был защищен 10-мм броней. Применялся он как BIV: т. е. вне поля боя им управлял водитель, а затем оператор по радио. «Шпрингеры» сводились в роты, вооруженные штурмовыми орудиями StuGIII. Несмотря на очень большие потери и расход радиоуправляемых подрывных средств, германское командование задачи уничтожения минных полей для последующего прохода танков в основном возлагало на них (естественно при этом не отказывались от использования для этой цели шестиствольных реактивных минометов и тому подобных образцов оружия). Наверное, в основном, благодаря этому обстоятельству, в немецкой армии в период второй мировой войны так мало уделяли внимания развитию танковых противоминных тралов. Как известно, немцам не удалось создать эффективного трала, подобного созданному нашим конструктором П.М. Муголевым.

Занимались телеуправляемыми машинами и в Великобритании. Там в 1940 году фирма Метрополитэн-Виккерс предложила и осуществила идею подвижной сухопутной мины (MLM), первоначально предназначенной для уничтожения противопехотных мин. Эта крохотная, управляемая по проводам, гусеничная машина получила имя «Beatle».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz