Предыдущая Оглавление Следующая

JugAv002.jpg

Этот "Бостон" был лидером 12-ти ЯК-9. прибывших в Бари в августе 1944 года

В апреле 1944 г. в Египте состоялось совещание, на котором присутствовал представитель Тито полковник Парк. По результатам переговоров англичане пришли к выводу, что для лучшей координации действии авиации и партизан необходимо сформировать специальное авиационное командование, получившее название военно-воздушные силы «G», со штаб-квартирой в итальянском порту Бари. Командование «G» управляло действиями всей английской авиации над территорией Югославии и отвечало за координацию своих действий с американскими ВВС. Сделано это было с некоторым запозданием, поскольку незадолго до принятия в мае решения о формировании специального командования в Югославии началось крупное наступление немцев на армию Тито. Несмотря на поддержку английских бомбардировщиков, немцам удалось загнать партизан в горы. Сам же Тито и шесть высших офицеров партизанской армии были вывезены в Бари транспортным Дугласом, который пилотировал советский экипаж под командованием А.С. Шорникова. Шорников за этот полет был удостоен звания Героя Югославии.

Официально командование английских ВВС на Балканах было сформировано 1 июня 1944 г. Можно смело утверждать, что близкое по национальному составу объединение авиации второй раз было образовано только в 1990 г., накануне разборки с Саддамом. В истребительное авиакрыло вошли три эскадрильи 242-й группы и одна из ВВС Пустыни. Бомбардировочное крыло включало 13-ю и 55-ю эскадрильи RAF, 13-ю эскадрилью Королевских ВВС Греции и две эскадрилью ВВС ЮАР. Все бомбардировочные эскадрильи летали на «Балтиморах». Транспортные перевозки осуществляли самолеты 334-го авиакрыла. Итальянские ВВС выделили командованию «G» шесть истребительных эскадрилий, три из которых летали на «Аэрокобрах» и три на Макки С.202/205, а также некоторое количество транспортных самолетов и гидропланов. К этому времени с аэродрома в Бари действовали и два советских С-47; в июле из Москвы через Хаббанию и Каир прибыли еще десять транспортных самолетов. Всего над Югославией летало шестнадцать Дугласов с красными звездами, укомплектованных опытнейшими пилотами гражданской авиации СССР; командирами кораблей были Г. Таран, Д. Кузнецов, А. Гармаш, П. Рыбин, А. Груздин, С. Фроловский. П. Еромасов, Д. Езерский, П. Михайлов, В. Павлов, В. Шипилов, А. Шорников, В. Метлицкий, И. Рыжков, Н. Маслюков, А. Мамкин. Пятерым из них — Езерскому, Михайлову, Павлову, Шипилову, Шорникову — за полеты в Югославию и Грецию было присвоено звание Героя Советского Союза. Для обеспечения истребительного прикрытия советской авиагруппы в августе были переброшены двенадцать Як-9. Общая численность солдат и офицеров Красной Армии достигла в Бари ста человек.

Югославские ВВС были представлены 352-й эскадрильей, которая официально входила в RAF и была сформирована в апреле 1944 г. в Киренаике. Тем не менее, это было чисто югославское подразделение в составе британских ВВС: в ней насчитывалось 230 человек, из них — 23 летчика; все славяне по национальности. Летали пилоты сначала на «Харрикейнах» IIС, затем эскадрилью перевооружили «Спитфайрами» VC. В Италию югославские летчики и техники прибыли в июле. Вторую югославскую (351-ю) эскадрилью сформировали в июле, первоначально летчики которой также получили «Харрикейны» IIС. К полетам над Югославией летчики 351-й эскадрильи приступили в октябре уже на «Харрикейнах» Mk.IV.

JugAv003.jpg JugAv004.jpg

«Спитфайр» LF.VIII Балканских ВВС. Югославия, весна 1945 г.

 Истребитель Як-9ДД, некоторое время использовавшийся RAF. Аэродром Бари

Самолеты Балканского командования базировались на шести аэродромах, расположенных в восточной Италии, и на аэродроме о.Вис (351-я эскадрилья). Этот небольшой остров вблизи Далматинского побережья, освобожденный союзниками в начале 1944 г., стал первой свободной территорией Югославии. На остров перенес из Италии свою штаб-квартиру маршал Тито.

Давление регулярных частей вермахта и союзных им хорватских четников на подразделения Народно-освободительной армии Югославии резко усилилось в июле 1944 г. Наступление трех немецких дивизий поддерживали с воздуха 25 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и разведчики-корректировщики Fi-156. Самый сильный удар пришелся по 2-му корпусу НОАЮ. Самолеты балканского командования оказывали посильную помощь югославам. «Спитфайры», «Мустанги» и «Бофайтеры» «охотились» на железных дорогах за составами, перевозившими немецкие войска; за июль было уничтожено 262 паровоза. «Балтиморы» и «Веллингтоны» наносили удары по штабам и местам сосредоточения гитлеровцев. Всего за июль самолеты Балканских ВВС совершили 2370 боевых вылетов, потери составили 10 «Спитфайров», 6 «Бофайтеров», 3 Макки и 2 «Балтимора».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz