Предыдущая Оглавление Следующая

В августе немцы предприняли новое наступление на позиции 2-го корпуса, для непосредственной авиационной поддержки наступающих использовались FW-190 и Bf.109. В критический момент наступления капитулировали Болгария и Румыния, в результате немцам пришлось прекратить атаки — надо было хотя бы удержать коммуникации в Сербии.

Обе стороны понесли в ходе августовских боев тяжелые потери, очень много было раненых. Немцам было проще — они могли эвакуировать своих раненых наземным транспортом. Бойцы НОАЮ рассчитывали только на авиацию. В течение двух дней вблизи г. Поле была построена импровизированная ВПП, на которую 22 августа приземлились шесть транспортных «Дакот» и четыре «Мустанга» эскорта. Самолеты доставили британский медицинский персонал, а обратным рейсом забрали тяжелораненых партизан. На месте выяснилось, что эвакуацию раненых надо резко ускорить, поскольку вплотную к аэродрому подошли немцы. Первая волна транспортных самолетов из Бари прибыла во второй половине дня. Самолеты 60-й транспортной авиагруппы ВВС США вывезли из Поле 721 человек, «Дакоты» 267-й эскадрильи RAF — 291 человека, самолеты советской авиагруппы перебросили в Бари 138 раненых. Рекорд поставил один из экипажей «Дугласов», сумевший принять в свой самолет, рассчитанный на перевозку 24 человек, 66 детей и трех женщин. Последняя машина приземлилась в Поле в 20 ч 30 мин., назад «Дуглас» вылетел уже за полночь. Утром над ВПП появились С-47 с красными звездами; осторожные союзники не рискнули лететь первыми. К сожалению, приземлиться они не смогли, — полоса находилась под прицельным огнем немцев. Всего за июль-август самолеты союзников перевезли из Югославии в Италию 11300 человек.

Начало сентября ознаменовалось крупными успехами Красной Армии: 1-го сентября пал Бухарест, 5-го — вышла из войны Финляндия, 6-го — советские бойцы перешли государственную границу Югославии. Тем не менее, немцы продолжали огрызаться, давление на части НОАЮ усиливалось. Всем было ясно — это агония, но раненный зверь зачастую опаснее здорового. Напоследок враг решил «хлопнуть дверью» — захватить югославский Гибралтар, остров Вис. Операция не состоялась, поскольку советское наступление скорректировало все планы фашистов, главной заботой которых стало стремление унести ноги со славянской земли. Тем не менее, зная о планах захвата о. Вис, маршал Тито покинул остров. 18 сентября его забрал "Дуглас" с советским экипажем под командованием П. Михайлова.

Успешное наступление Красной Армии вскоре поставило перед немцами проблемы, схожие с проблемами союзников: снабжение своих частей и эвакуация раненых по воздуху. Люфтваффе задействовало около ста Ju-52/3m, двадцать Не-111, тридцать гидросамолетов Ju-52/3m и летающих лодок Do-24. Для борьбы с ними активно использовались тяжелые бомбардировщики В-24 из состава 15-й воздушной армии США. «Либерейторам» удалось уничтожить на немецких аэродромах около пятидесяти транспортных самолетов. Перехватчики балканских ВВС сбили в воздухе еще десять Ju-52/3m, два Не-111 и семь гидросамолетов. Таким образом, союзникам удалось практически сорвать воздушные перевозки немцев.

В сентябре самолеты балканских ВВС продолжали ставшие уже обычными полеты к партизанам, охоту за паровозами и автомобилями. Новым стала охота за кораблями. Самолеты и раньше патрулировали Далматинское побережье, однако в сентябре морские перевозки немцев резко возросли — в какой-то мере это было следствием провала «воздушного моста». За месяц англичане потопили 25 судов, включая итальянский лайнер «Рекс» водоизмещением 51 000 т, — самое крупное торговое судно, потопленное во второй мировой войне. «Рекс» потопили «Бофайтеры»; прежде чем лайнер затонул, в него попало более 100 неуправляемых авиационных ракет. Потери балканских ВВС, в свою очередь, тоже были высокие — 50 сбитых и 24 поврежденных самолетов.

Кроме самолетов балканских ВВС к действиям над Югославией привлекалась авиация из состава Средиземноморских ВВС и воздушной армии Пустыни.

Огромной моральной поддержкой бойцам НОАЮ стало освобождение 21 октября 1944 г. Красной Армией столицы Югославии — Белграда; 28 октября в Белграде состоялся парад НОАЮ, принимал его Иосип Броз Тито.

В дальнейшем подразделения НОАЮ действовали совместно с частями Красной Армии, а авиация балканских ВВС переключилась главным образом на удары по коммуникациям германских войск. «Веллингтоны» из 38 эскадрильи привлекались к ведению «психологической» войны — разбрасывали листовки. Советские самолеты из состава балканских ВВС в конце 1944 г. перебазировались на территорию Югославии.

На освобожденной территории страны Тито сформировал в дополнение к существующим подразделениям НОАЮ новую 4-ю армию в составе 9-й, 13-й, 19-й, 20-й и 26-й пехотных дивизий, а также танковой бригады. На вооружении танковой бригады находилось более пятидесяти американских танков «Стюарт». Главный удар вновь сформированная армия наносила на Бихач — ключевой опорный пункт немцев в западной Боснии. Непосредственную авиационную поддержку и воздушное прикрытие 4-й армии осуществляли самолеты балканских ВВС. Часть самолетов балканских ВВС перебросили на территорию Югославии в феврале 1945 г. На аэродроме Пркос, расположенном вблизи г. Задар, базировались 1231 и 1328 крылья RAF, в середине марта к ним прибавились 281 авиакрыло и две югославских эскадрильи.

JugAv005.jpg

«Бофайтер» наносит ракетный удар по скоплению немецких войск и техники

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz