Предыдущая Оглавление Следующая

RVSNM049.jpgRVSNM050.jpgRVSNM051.jpg RVSNM052.jpg

МБР Р-36 с "легкой" БЧ

Модель шахтной ПУ Р-36

"Новые комплексы предполагалось размещать в позиционных районах с одиночными шахтными пусковыми установками (типа "ОС"), разнесенными на такие расстояния, чтобы две пусковые установки не могли быть поражены одним ядерным взрывом". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова. - М.: РВСН, 1996. С. 127).

Разработка маршевых двигателей ракеты в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко начата в 1962 году. В качестве окислителя впервые был использован азотный тетраоксид (AT).

"Принято считать, что эта ракета является лидером семейства ракет, которое характеризуется оснащением более тяжелыми и мощными зарядами, повышенной точностью стрельбы, сокращением времени боеготовности (у Р-16 это время составляло часы, а у Р-36 - несколько минут), увеличением времени нахождения в заправленном состоянии и т.п. Обеспечению последней характеристики наряду с конструкторскими достижениями по герметизации стыков в гидравлической системе ракеты во многом способствовало использование в качестве окислителя AT, менее агрессивного по сравнению с АК. Начиная с проекта Р-36 на всех последующих ракетах азотнокислотного типа, а соответственно и двигателях этих ракет, использовался только AT". (Однажды и навсегда... Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. - М.: Машиностроение, 1998. С. 507). Двигатель первой ступени РД-251 состоял из трех двигателей-модулей РД-250. Первая ступень оснащалась также рулевым двигателем с четырьмя поворотными камерами сгорания. Для торможения при разделении ступеней в хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре пороховых ракетных двигателя. Вторая ступень оснащалась двигателем РД-252 и рулевым четырехкамерным двигателем. Внутри хвостового отсека размещены пороховые тормозные двигатели второй ступени. Каждый двигатель-модуль имел две камеры, один ТНА, газогенератор и пироавтоматику. Двигатель РД-252 имел высотное сопло с большой степенью расширения. Серийное производство двигателей ракеты Р-36 было развернуто на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске (с 1966 года - Южный машиностроительный 3авод Минобщемаша).

В связи с тем, что ГСКБ Спецмаш, возглавляемое Владимиром Барминым, было перегружено заказами, разработка стартового комплекса ракеты поручена ЦКБ-34. Главный конструктор комплекса - Евгений Рудяк.

Пишет Владимир Степанов, бывший главный конструктор КБ специального машиностроения (в 70-е годы Ленинградское ЦКБ-34 получило название КБ специального машиностроения):

1963 году наше конструкторское бюро (ЦКБ-34 в г. Ленинграде, начальник А. М. Шахов) под руководством Е.Г. Рудяка приступило к разработке боевого стартового комплекса для МБР Р-36. К этому времени в наш коллектив... влился коллектив опытных конструкторов (из ОКБ-43, присоединенного к ЦКБ-34)... Боевой стартовый комплекс состоял из шести рассредоточенных на 8-10 км друг от друга шахтных пусковых установок, дистанционно управляемых в технологическом и боевом режимах из единого подземного командного пункта". (Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. - М.: ЦИПК, 1996. С. 220). Первоначально допускалось использование некоторого количества менее дорогостоящих групповых шахт, но вскоре от этой идеи отказались.

Проектирование стартового комплекса ОС-67 в ЦКБ-34 главного конструктора Евгения Рудяка начато в 1963 году. На каждой из шести рассредоточенных боевых стартовых позиций комплекса размещалась одиночная ШПУ. Вблизи размещался КП котлованного типа, связанный системами управления со всеми стартовыми позициями. Глубина ШПУ - 41,5 м, диаметр ствола шахты - 8,3 м, диаметр пускового стакана - 4,64 м. Стакан шахты был неповоротным, что упрощало конструкцию ПУ. Ракета выходила вертикально, затем осуществлялся ее разворот системой управления полетом. Комплекс должен был выдерживать давление 2 кг/см2. Комплекс оборудования наземного старта для проведения испытаний на полигоне Байконур разработан в КБ транспортного машиностроения (КБТМ) под руководством Владимира Петрова и Всеволода Соловьева (ныне КБ возглавляет Геннадий Бирюков).

Вот как описывают разработку ракетного комплекса создатели наземного стартового оборудования Всеволод Соловьев и Николай Кожухов:

"Необычной была и общая обстановка, в которой шло его (комплекса 8К67 - прим. авт.) создание. Во-первых, продолжалась борьба за приоритет создания шахтных или наземных боевых стартовых комплексов. Во-вторых, шла острейшая конкуренция с аналогичной работой Челомея В.Н. (ракета УР-200). А ГСКБ (имеется в виду КБТМ - прим. авт.) предстояло создать связанный единой технологической задачей комплекс со стационарными системами, смонтированными в сооружениях, стартовым оборудованием и набором передвижных агрегатов. При его создании КБ впервые пришлось вплотную осваивать работы, связанные с проектированием строительных сооружений с оснащением их общетехническим и специальным технологическим оборудованием, энергетикой, средствами термостатирования и связи, наземной аппаратурой управления и другими средствами. В основу принципиально новой технологии СК 8П867 заложен перенос на техническую позицию (в МИК) основной части работ по подготовке и проверкам ракеты, сохранив на стартовой позиции только самые необходимые операции, автоматизировав при этом технологические процессы и максимально исключив присутствие людей у ракеты во время подготовки к пуску". (Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. Комплексы наземного оборудования ракетной техники. 1948-1998 гг./ Под. ред. докт. техн. наук проф. Бирюкова Г.П. - Москва, 1998. С 51). Для наземного комплекса 8П867 в КБТМ было разработано пусковое устройство 8У255, транспортно-установочный агрегат 8Т178 и другое уникальное оборудование. Впервые на стартовом комплексе применена автоматическая система подготовки старта, создана система скоростной заправки больших объемов компонентов топлива методом вытеснения.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz