Создан в 1932 году на базе шасси «Форд-Тимкен». Отличался от Д-13 полностью сварным (кроме башни) корпусом более рациональной формы и отсутствием зенитного пулемета. Башня от танка МС-1 была смещена к корме и несколько опущена. Машина получилась очень компактной, хотя боевая масса и возросла до 5 т. Помимо пушки и пулемета башни, имелся еще один пулемет ДТ, установленный в шаровой опоре в лобовом листе справа от водителя. Для посадки экипажа, состоящего из трех человек, в средней части корпуса с обеих сторон имелись броневые двери. На ровной местности бронеавтомобиль развивал скорость 48 км/ч (по шоссе — до 63). На машине впервые были испытаны надеваемые на задние колеса легкие гусеничные ленты «оверолл».
Хотя машина была выпущена небольшой серией, отдельные экземпляры в качестве учебных сохранились до начала войны.
Эта машина завершила ряд средних пушечных бронеавтомобилей (БА-27М, Д-13, БАИ) на базе шасси американских грузовиков «Форд-Тимкен». БА-3 разработан на Ижорском заводе в 1934 году, в том же году принят на вооружение и некоторое время выпускался серийно, всего было изготовлено 168 единиц. Броневик участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол, некоторое количество машин использовалось в начальный период Отечественной войны.
Клепано-сварной бронекорпус незначительно отличался от БАИ. Для повышения боевой мощи установлена башня от танка Т-26 серии 1933 года со штатным вооружением, но несколько уменьшенной толщиной брони. 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года с высокой начальной скоростью снаряда позволяла вести успешную борьбу почти с любыми бронированными объектами. Совершенная система наведения обеспечивала достаточна высокую точность стрельбы. С пушкой спарен пулемет ДТ, второй пулемет установлен в шаровой опоре в лобовом листе корпуса. Повышение боевых качеств привело к увеличению боевой массы до 5,82 т, что отрицательно сказалось на проходимости и максимальной скорости машины.
БА-6
Средние бронеавтомобили |
||||
Окончание таблицы |
||||
БА-10 |
БА-10М |
БА-НАТИ |
ЛБ-62 |
|
Боевая масса, кг |
5120 |
5360 |
4580 |
5150 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
3 |
3 |
Длина, мм |
4655 |
4655 |
4387 |
4430 |
Ширина, мм |
2017 |
4655 (так в тексте, прим. ВВС) |
2125 |
2000 |
Высота с башней, мм |
2190 |
2190 |
2213 |
2240 |
Дорожный просвет, мм |
230 |
230 |
190 |
260 |
Бронирование, мм |
||||
башня |
10 |
10 |
10 |
10 |
лоб корпуса |
10 |
10 |
10 |
13 |
борт |
10 |
10 |
10 |
— |
корма |
8-10 |
8-10 |
- |
- |
крыша |
4 |
4 |
- |
- |
днище |
- |
- |
- |
- |
Орудие, тип |
20К-34 |
20К-34 |
- |
- |
калибр, мм |
45 |
45 |
- |
- |
боевой запас, снар. |
49 |
49 |
- |
- |
Пулеметы, тип |
ДТ |
ДТ |
ДШК+ДТ |
ДШК+ДТ |
количество, шт |
2 |
2 |
1+2 |
1+2 |
калибр, мм |
7,62 |
7,62 |
12,7+7,62 |
12,7+7,62 |
боевой запас, патр. |
2079 |
2079 |
400+2205 |
500+3150 |
Тип двигателя |
М-1 |
М-1 |
ГАЗ-61 |
ГАЗ-202 |
Мощность, л. с. |
50 |
50 |
76 |
85 |
Максимальная скорость, км/ч |
53 |
53 |
57 |
70 |
Запас топлива, л |
118 |
118 |
129 |
150 |
Запас хода по шоссе, км |
300 |
300 |
280 |
500 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 |
2,8 |
- |
3,49 |
- |
Преодоление препятствия: |
||||
подъем, град. |
20-24 |
20-24 |
- |
-| |
наклон, град. |
- |
- |
- |
- |
стенка, м |
0,3 |
0,3 |
- |
- |
ров, м |
0,6 |
0,6 |
- |
- |
брод, м |
0,6 |
0,6 |
- |
- |
В 1935 году на Горьковском автозаводе освоен выпуск трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В том же году на этом шасси начался выпуск бронеавтомобилей БА-6. Увеличение ширины колеи с 1780 до 1940 мм повысило устойчивость. Была улучшена форма бронекорпуса — ликвидирована дверь в корме корпуса, внесен ряд более мелких изменений. Боевая масса машины снизилась до 5,12 т. Конструкция башни и вооружение остались без изменений, но боезапас к пушке увеличился с 40 до 60 снарядов. На машине впервые применены пулестойкие шины ГК с губчатым наполнителем.
В 1936 году бронеавтомобиль был модернизирован. Вместо 40-сильного двигателя ГАЗ-АА установлен М-1 мощностью 50 л. с. При сохранении состава вооружения, цилиндрическая клепаная башня заменена на более легкую, но с повышенной пулестойкостью, коническую. Несмотря на увеличение максимальной толщины брони до 10 мм, боевая масса уменьшилась до 4,8 т. Все машины снабжались танковой радиостанцией 71-ТК-1 со штыревой антенной.
БА-6М выпускались до 1938 года, всего БА-6 и БА-6М было изготовлено 386 единиц. В 1935 году 60 бронемашин БА-6 было продано Турции, около 100 броневиков всех модификаций отправили в Испанию, некоторое количество поставили Монголии, Китаю и Афганистану. Машины БА-3, БА-6, БА-6М участвовали во всех конфликтах конца тридцатых годов, незначительная часть оставшихся в частях бронемашин этого типа использовалась в боевых действиях в начальный период Великой Отечественной войны вплоть до середины 1942 года.