Боевые столкновения на юге Африки с участием тяжелой техники не были редкостью. Анголо-кубинские войска широко использовали танки Т-54/55, с которыми могли бороться бронеавтомобили «Эланд» и «Ратель». Более современные Т-62 были им уже не по зубам. На вооружении сухопутных войск ЮАР состояло несколько сотен танков «Центурион», 105-мм пушки которых могли пробивать броню Т-62, однако специфические условия полупустынь и рейдовый (со стороны ЮАР) характер боевых действий говорили за то, что лучшим истребителем танков будет колесная машина.
![]() |
![]() |
Тяжелый бронеавтомобиль «Руикат» | Бронеавтомобиль «Руикат» |
![]() |
![]() |
Компоновка бронеавтомобиля «Руикат» |
«Руикат» 105 |
Разработка тяжелого бронеавтомобиля, получившего название «Руикат» (рысь), началась в 1976 году. Южноафриканские конструкторы имели относительно небольшой опыт проектирования колесной бронированной техники, видимо и военные не очень ясно представляли какая машина им нужна, поэтому было построено три опытных варианта, которые хотя и имели похожую компоновку, внешне очень сильно друг от друга отличались. В конце концов, заказчик определил «Руикат» как бронеавтомобиль для ведения разведки в ходе глубоких рейдов, однако на начальных этапах разработки и испытаний машины ставилась и задача борьбы с танками.
После продолжительных испытаний было принято решение сконцентрировать усилия на дальнейшей разработке четырехосной машины, вооруженной 76-мм пушкой. За годы разработки и испытаний машины военно-политическая обстановка в мире резко изменилось. Прекратился и поток вооружений в Анголу. Масштабных танковых боев больше не предвиделось, поэтому командование вооруженных сил ЮАР справедливо посчитало, что 76-мм пушки будет вполне достаточно для вооружения тяжелого разведывательного бронеавтомобиля. Дополнительным фактором в пользу 76-мм пушки по сравнению со 105-мм была возможность размещения в бронеавтомобиле большего числа снарядов. Программе был дан «зеленый свет» и в дополнение к опытной машине, в 1986—1987 гг. было построено пять бронеавтомобилей, еще четыре предсерийных машины вышли на испытания в 1989 году. Серийное производство началось в 1990 году.
Пушечный бронеавтомобиль скомпонован по образцу классического танка: отделение управления спереди, в средней части боевое отделение с вращающейся башней и в задней—моторно-трансмиссионное отделение. Корпус машины сварной, из стальных бронелистов. Лобовая броня устойчива к попаданию 23-мм бронебойных снарядов советской зенитной установки ЗУ-23, широко использовавшейся в сражениях на юге Африки как для борьбы с воздушными, так и с наземными целями. Испытания опытных образцов также показали, что корпус обеспечивает защиту членов экипажа от детонации противотанковых мин. Между второй и третьей осью в бортах имеются люки для аварийного покидания бронеавтомобиля экипажем.
Место водителя находится в передней части корпуса по оси машины. Над его сиденьем расположен люк. Перед люком находятся три перископических наблюдательных прибора, вместо центрального предусмотрена возможность установки бесподсветочного прибора ночного видения. Для движения в темное время суток имеются прикрытые бронестеклами фары. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк.
Боевое отделение расположено в средней части машины. В трехместной сварной башне LIW-76 установлена 76-мм пушка GT4 длиной 62 калибра. Стальная броня башни обеспечивает защиту от попаданий снарядов калибра 23 мм в лобовой части и от 7,62-мм бронебойных пуль с бортов и с кормы. Орудие GT4 разработано на базе морской пушки ОТО/Мелара 76/62. Подкалиберный оперенный снаряд пушки GT4 имеет начальную скорость 1600 м/с и способен пробивать броню танков Т-54/55/62 на дистанции до 2000 м. Максимальная дальность стрельбы 12.000 м, дальность прямого выстрела — 3000 м. На пушку одет термоизоляционный кожух, установлена система продувки канала ствола после выстрела. Боекомплект 49 снарядов, из них 9 размещаются вертикально в башне. С левой стороны от орудия установлен 7,62-мм пулемет. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Цифровая система управления огнем учитывает поправки на дальность до цели, ее скорость, атмосферные условия, тип боеприпаса, температуру внутри машины и в совокупности с системой стабилизации силового типа на поплавковых датчиках угловой скорости позволяет вести стрельбу без остановки бронеавтомобиля. Время реакции на угрозу у подготовленного экипажа всего 2 сек. Угол возвышения пушки и пулемета от -10° до +20°.
У командира, сиденье которого находится справа от пушки, по периметру командирской башенки установлено восемь неподвижных перископических смотровых приборов. Над командирской башенкой смонтирован 7,62-мм пулемет на кольцевой турели. Боезапас к обеим пулеметам составляет 3600 патронов. Наводчик размещается непосредственно за местом командира. Установленный на крыше башни перископический наблюдательный прибор наводчика GS-35 имеет дневной, с 8-кратным увеличением, и ночной, с 7-кратным увеличением на базе электронного усилителя изображения, каналы, а также встроенный лазерный дальномер. Дополнительно, у наводчика установлен телескопический прицел с 5,5-кратным увеличением. С левой стороны орудия расположено сиденье заряжающего.