Рис. 1. Схема расположения основного бронирования (в пределах углов максимальной защиты ±30°)
Большие расстояния между возможными театрами военных действий на Западе и Востоке и необходимость транспортировки наших танков с помощью железной дороги наложили жесткие ограничения на их габаритно-массовые характеристики. Такие требования не предъявляются, например, к американским танкам серии М1, которые транспортируются морем и с помощью трейлеров. Транспортные требования к отечественным танкам привели к тому, что их масса составляет 40...45 т, а масса зарубежных уже превысила 60 т. Известно, что около 50% массы танка идет на его бронирование. Массовые характеристики бронирования отечественных танков по сравнению с танком MlA2, представлены в табл.1. Данные таблицы свидетельствуют о том, что разница между массами бронезащиты танка М1А2 и российских танков находится в пределах 6,5... 12,1 т, а площадь лобовой проекции у танка М1А2 больше лишь на 1 м2, чем у наших танков. Понятно, что дополнительная масса брони не «размазывается» по всему танку, а используется для усиления защиты фронтальных фрагментов. Поэтому по оценкам специалистов противоснарядная и противокумулятивная стойкость основного бронирования (рис.1) отечественных танков несколько ниже, чем у М1А2 (табл.2). Остальные толщины бронирования башни и корпуса (крыша, днище, борт) зарубежных и отечественных танков почти не различаются. Схема бронирования танка М1А2 представлена на рис.2, что свидетельствует об использовании тонких броневых листов для защиты крыши башни и корпуса, а также днища и бортов. Исключение составляют зоны «Б» и «К», находящиеся в зоне сектора ±30° и имеющие противоснарядную стойкость порядка 700 мм и противокумулятивную — 850 мм. Противоснарядная стойкость какого-либо фрагмента защиты равная 700 мм означает то, что если бронебойный подкалиберный снаряд обладает бронепробиваемостью 700 мм, то этот фрагмент данным снарядом не пробивается. Сравнение бронепробивной способности зарубежных БПС (600... ...700 мм) и отечественных (420...500 мм) с бронестойкостью фронтальной защиты танков свидетельствует, с одной стороны, что защита наших танков будет пробиваться их снарядами (например, М-829), а с другой стороны, защита зарубежных бронемашин не будет пробиваться отечественными бронебойными подкалиберными снарядами.
Слабое бронирование крыши, днища и бортов танка является одним из главных недостатков классической компоновки, принятой для подавляющего большинства танков (М1А2, Т-80, Т-90, «Леопард-2», «Челленджер», «Леклерк» и др.). Под классической компоновкой понимается ставшее традиционным размещение основного вооружения во вращающейся башне, отделения управления в носовой, моторно-трансмиссионного отделения в кормовой частях корпуса. Классическая компоновка (рис.3) практически исчерпала возможности радикального улучшения за щиты в условиях принятия на вооружение противотанковых боеприпасов атакующих боевые машины сверху и снизу (дистанционное минирование с помощью ракет, авиации и артиллерии)
Taбл. 2 |
||||
БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА: эквивалентная толщина по стойкости (мм) гомогенной брони (в пределах углов максимальной защиты ±30°) |
||||
.Характеристики |
Т-64БВ |
Т-72Б |
Т-80У |
М1А2 |
Стойкость к воздействию БПС |
400 |
450 |
500 |
700 |
Стойкость к воздействий кумулятивных боеприпасов |
550 |
600 |
650 |
850 |
К настоящему времени за рубежом имеется значительное количество унифицированных боевых элементов к различным носителям (авиация, артиллерия, РСЗО, оперативно-тактические ракеты) для атаки танков сверху. Одновременно резко увеличилась эффективность поражающего действия новых ПТС. На вооружении зарубежных армий появились ПТУР третьего поколения «Hellfire», «HOT 2T» (табл.3), PARS 3MR, PARS 3LR и др. с тандемными боевыми частями и неконтактными взрывательными устройствами, способные преодолевать все штатные типы динамической защиты.
Рис. 2. Схема бронирования танка М1А2