В итоге «Дежнев» получил 4x76,2-мм 34-К и 4х45-мм 21-К, при вышеуказанном вооружении. Горючее и масло принимались на палубу, авиабомбы в трюм, из расчета на три вылета. Должны были устанавливаться удлиненные грузовые стрелы, к самолетам предполагалось возить запчасти и моторы. То есть судно предполагали использовать как базу и ремонтный пункт гидроавиации. Возможностью этим так и не воспользовались. Во время войны «Дежнев» отнесли к классу сторожевых кораблей.
Первые детально разработанные в ЦНИИВК в конце 1935 года "Технические требования на проектирование и оборудование авиатранспортов", датируются 29 февраля 1936 года. Представляется целесообразным привести цитаты из этой работы.
"Необходимость в такой работе диктуется значительным числом мобпроектов ведущихся промышленностью по переоборудованию коммерческих кораблей в авиатранспорты.
...В процессе работы выяснилось, что переоборудование коммерческих кораблей в АВТР без предварительного выполнения военного варианта, положенного в основу проекта связано с большими техническими затруднениями... Представляется рациональным создать специализированные АВТР, которые по мирному времени выполняли бы функции коммерческих кораблей, хотя бы и с пониженным экономическим эффектом. Создание таких кораблей при отсутствии авианосцев обеспечит морские силы боевыми средствами авиации.
Тактические задачи авиатранспортов
В том случае, когда флот располагает кораблями класса "авианосец" и самолетами-разведчиками на линейных кораблях и крейсерах задача АВТР сводится к переброске самолетов из одной базы в другую и обслуживанию самолетов горючим, средствами ремонта и прочим. В этом случае АВТР является лишь вспомогательным кораблем, ни в коем случае не решающем самостоятельных тактических задач.
Если же флот слабо насыщен авиавооружением, а условия театра не позволяют участвовать в операциях флота самолетов базирующихся на берегу, на АВТР может быть возложено сопровождение флота при его выходах в море и обеспечение его авиавооружением.
В этом случае основной тактической задачей АВТР является:
В том случае , когда скорость АВТР не соответствует средней скорости хода эскадры, действия АВТР в составе эскадры значительно ухудшат ее маневренность, так как слабое вооружение и недостаточная защита кораблей этого типа потребует постоянной охраны АВТР другими кораблями эскадры.
Установка на АВТР артиллерии и защиты, достаточной для отражения атак эсминцев или легких крейсеров, является трудновыполнимой и нерациональной, так как при этом значительно ухудшаются условия размещения самолетов - основного вооружения АВТР.
В то же время АВТР, не имея взлетно-посадочной палубы и производя выпуск самолетов при помощи катапульт, а прием при помощи тента и кранов, имеет и второй крупный недостаток: прием самолетов с воды на палубу занимает много времени (час-два), требует курса против ветра, снижения скорости и не может быть производим при волнении свыше 4-х баллов. Последнее ограничивает применение авиации, состоящей на вооружении АВТР при совместных операциях с эскадрой.
Исходя из перечисленных выше тактических задач АВТР задачами авиации, состоящей на его вооружении должны быть:
При выполнении только что перечисленных задач АВТР должен избегать соприкосновения с противником, ожидая под охранением возвращения самолетов и окончания операции.
Из сказанного выше следует, что авиатранспорт можно определить как корабль специально назначенный иметь на вооружении самолеты для доставки их к месту операции и оборудованный соответствующим оборудованием для спуска и подъема самолетов.
Вооружение АВТР состоит из палубных артиллерийских установок, калибр и число которых позволяют отражать воздушные атаки и атаки подводных лодок.
Исходя из задач авиации, состоящей на вооружении АВТР, на кораблях этого типа должны быть следующие самолеты:
По характеру выполняемых задач АВТР можно классифицировать на оперативные и вспомогательные.
К первым относятся АВТР, предназначенные для обеспечения флота авиавооружением в районах, удаленных от воздушных баз, дальняя разведка, оборона флота от подводных лодок и воздушных атак и борьба на коммуникациях противника.
Ко второму относятся АВТР, предназначенные для переброски самолетов из одной базы в другую и для обслуживания их.
Вспомогательные АВТР можно разделить по типам перевозимых самолетов:
Создание АВТР возможно двумя путями:
В первом случае представляется возможным наилучшее решение поставленной задачи.
Однако настоящая работа имеет в виду лишь второй путь создания АВТР, хотя при этом и приходится считаться с множественными недостатками присущими коммерческим кораблям с точки зрения их использования в качестве АВТР.
Тактико-технические требования предъявляемые к коммерческому проекту судна.
1. Водоизмещение.
Для размещения достаточного количества самолетов необходимо, чтобы водоизмещение переоборудуемого судна было не менее:
для оперативного АВТР - 3000 тонн.
для вспомогательного АВТР с легкой авиацией - 2000 тонн.
для вспомогательного АВТР с тяжелой авиацией - 3000 тонн.