Средний танк Mk В
Средний танк Mk С
Средний танк Mk С «самец»
9 июля 1917 года в Лидсе сформировали первую роту танков-транспортеров лейтенанта Брауна. Первый такой танк доставили на континент накануне сражения у Ипра и испытали во Фландрии при XVIII-м корпусе. Боевая служба их началась в июне 1917 года. Идея такой перевозки не имела успеха у артиллеристов, и танки-транспортеры орудий более удачно работали в роли танков снабжения («тендеров»). Они могли перевозить на платформе до 10 т груза, а кроме того буксировать волокушу массой до 22,4 т. Удельное давление на грунт — 2,39 кг/кв.см на твердой дороге, 0,42 кг/кв.см при погруженной нижней ветви гусеницы.
Всего завод «Китсон энд Компани» в Лидсе собрал 50 танков-транспортеров. Один превратили в ремонтно-эвакуационную машину с бронированной кабиной экипажа, подъемным краном на платформе, лебедкой, анкерным приспособлением для упора в грунт. Другой переделали в самоходный экскаватор с открытой поворотной платформой. В обоих случаях передние кабины снимались.
Тактико-технические характеристики танка-транспортера орудий (GC) |
|
Боевая масса, т |
25,4 (без груза) - 34 (с полной загрузкой) |
Экипаж, человек |
5 |
Высота, м |
2,85 |
Длина, м |
9,1 (без хвоста), 10,8 (с хвостом) |
Ширина, м |
3,4 |
Клиренс, м |
0,42 |
Толщина брони, мм: |
|
лоб и борт |
8 |
крыша и днище |
8 |
Вооружение: |
пулеметы 1х7,7-мм «Гочкис» |
Боекомплект: |
патронов 2000 |
Двигатель: |
|
марка |
«Даймлер» |
тип |
карбюраторный |
число цилиндров |
6 |
охлаждение |
жидкостное |
мощность, л.с. |
105 (при 1000 об/м) |
Трансмиссия |
механическая |
Коробка передач |
2-скоростная со скользящими шестернями |
Бортовой редуктор |
бортовая 2-скоростная коробка передач - цепная передача - однорядный редуктор |
Механизм поворота |
дифференциал и бортовые коробки передач |
Подвеска |
жесткая |
Тип гусеницы |
металлическая, крупнозвенчатая |
Тип зацепления |
зубовое |
Ширина трака, мм |
521 |
Шаг трака, мм |
197 |
Макс, скорость, км/ |
6,0 |
Запас хода, км |
56 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
до 3,7 |
Тяговое усилие, кгс |
2370 |
ВЫПУСК АНГЛИЙСКИХ БОЕВЫХ ТАНКОВ в 1916-1918 годах |
|
Марка танка |
Количество выпущенных |
Mk I |
«самец» 75 «самка» 75 |
Mk ll |
«самец» 25 «самка» 25 |
Mk III |
«самец» 25 «самка» 25 |
Mk lV |
«самец» 420 «самка» 595 |
Mk V |
«самец» 200 «самка» 200 |
Mk V* |
«самец» 200 «самка» 432 |
Mk V** |
25 |
Mk VII |
3 |
Mk VIII |
7 (в Англии - 5 до перемирия, 2 - после) |
Mk lX |
36 |
Мк А «Уиппет» |
200 |
Mk B |
«самка» 45 |
Мк С (1918-1919 г.) |
«самка» 36 |
Схема устройства «танка-транспортера орудий»:
1 - двигатель, 2 - главное сцепление, 3 - гусеничный обвод, 4 - дифференциал, 5,6 -
шестерни первичного вала бортовой коробки передач, 7,8 -
шестерни вторичного вала, 9 - шестерня бортовой передачи, 10 - ведущее колесо, 11 - колесной «хвост» (впоследствии устранен), 12 -
шкив лебедки, 13 - крановая стрела, 14 - рубки управления, 15 - вывешенные на бортах колеса артиллерийского лафета