Танк «K-Wagen» («Колоссаль»)
Предполагалось оснастить танк средствами связи — для радиста было отведено место перед двигательным отсеком. Для перевозки по железной дороге «К» мог разбираться на 15-20 частей. Как мыслилось поначалу боевое применение таких колоссов, понять довольно трудно. Очевидно, командование верило в возможность, «прорвать в нескольких местах» фронт союзников (вспомним фантастическую «машину кайзера») с помощью подвижных крепостей — идея, возникавшая в те годы во всех воюющих странах. Однако уже 18 октября 1917 г. Опытное отделение Инспекции автомобильных войск признало, что танк типа «К» пригоден только в качестве средства позиционной войны. По вооружению «К» представлял собой артиллерийскую и пулеметную батареи, установленные в одном «подвижном форте». Большое мертвое пространство в поле обзора из рубки управления было терпимо для «позиционного танка».
Сверхтяжелый танк «K-Wagen»
Контракт на постройку пяти экземпляров танка «К» был выдан шарикоподшипниковому заводу «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на пять других — «Вагонфабрик Вегман» в Касселе (а вовсе не заводам Круппа). Постройка танков была начата в апреле 1918 г. К концу войны на «Рибе» был почти достроен один танк, для второго были готовы бронекорпус и комплект основных агрегатов и узлов кроме двигателей. Все это пошло на слом после поражения Германии и заключения Версальского мира.
Заметим, что спустя четверть века в Германии снова были построены два самых тяжелых танка — 180-тонные «Маус», также не принявшие участия ни в одном бою. Любопытно, что в обе мировые войны, уже после перелома хода событий не в пользу Германии, немецкое военное руководство выдавало задание и выделяло ресурсы на «сверхтанки». Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза монстры оказывались мертворожденными.
Тактико-технические характеристики танка «K-Waqen» |
|
Масса, т |
150 |
Экипаж, человек |
22 |
Высота, м |
3,3 (2,9 по крыше) |
Длина, м |
12,8 |
Ширина, м |
5,9 (3,1 без спонсонов) |
Клиренс, м |
0,39 |
Толщина брони, мм |
30 лоб и борт |
Вооружение: |
|
орудия |
4x77 |
пулеметы |
6-7x7,92 MG.08 |
Боекомплект: |
8000 выстрелов |
Двигатель: |
|
марка | «Даймлер» |
тип (число цилиндров] | карбюраторный (6) |
охлаждение | жидкостное |
мощность, л.с. | 2x650 |
Максимальная скорость, км/ч | 7,5 |
Конструкция A7V явно не удовлетворяла германское командование. Бои выявили многочисленные недостатки этих танков. Да и Военное министерство склонно было пересмотреть требования к танкам. Это вызывало появление на протяжении 1918 г. все новых и новых проектов как «тяжелых штурмовых», так и более легких боевых машин.
Параллельно с разработкой легкого 8-тонного танка фирма «Крупп» представила 23 июля 1918 г. проект «малого штурмового танка» — несколько более тяжелой машины с 52-мм пушкой и пулеметом. Проект не был принят, поскольку уступал бы в проходимости уже испытанному LK-I и разрабатывавшемуся LK-II.
Незадолго до конца войны был подготовлен и более перспективный проект легкого танка. Конструкция LK-I и -II была, в известной степени, компромиссом между желанием создать эффективную боевую машину и необходимостью максимально использовать имеющиеся автомобильные шасси. Поэтому еще до окончания постройки LK-II началось проектирование машины с более рациональной компоновкой. Проект получил обозначение LK-III. Гусеничное шасси и схема управления LK-II были в нем сохранены, но двигатель был перенесен в заднюю часть машины, а отделения управления и боевое соответственно смещены вперед.