Турецкие линейные морские силы располагали только устаревшими орудиями, значительная часть которых была гладкоствольной или нарезной, заряжающейся с дула. Естественно, такая артиллерия не шла ни в какое сравнение с новейшими русскими 305-мм пушками в 30, 35 и 40 калибров длиной. Скорость большинства турецких броненосцев составляла всего 7-8 узлов.
Еще в войну 1877—1878 годов, когда Россия имела только два броненосца береговой обороны, турецкий флот вел себя крайне пассивно. С 1878 по 1912 год ни один османский военный корабль не выходил в Черное море. Артиллерийских и торпедных стрельб почти не было, об учениях по обеспечению живучести корабля никто не имел и представления. Кроме того, вся история Турции в последней четверти XIX века представляла цепь непрерывных внутренних неурядиц, и предполагать, что войска султана нападут на Россию, были по меньшей мере нелепо.
С другой стороны, если бы Англии удалось провести в Черное море свой флот, то русские броненосцы были бы уничтожены или заперты в Севастополе, как в 1854 году. И все же флот строился. С 1888 по 1895 год в строй вошли 7 броненосцев (12 — 305/30, 16 — 35/35, 4 — 305/40 и 4 — 254/45 орудий)*. Скорость броненосцев 15-17 узлов. Любой из них в одиночку мог сразиться с целым турецким флотом. Естественно, что русское командование серьезно османские морские силы не воспринимало, броненосцы были нужны для прорыва через Босфор, а затем для боя с английским флотом на минно-артиллерийских позициях в проливах2.
В 1885 году первый вариант плана захвата Босфора был закончен. В первый рейс были назначены немобилизованные полевые войска Одесского ВО: 13-я и 15-я пехотные дивизии, 4-я стрелковая бригада, 11-й, 12-й и 13-й саперные батальоны, понтонный батальон, железнодорожный парк, 6 полевых батарей и две сотни донских казаков.
Расчет посадки первого эшелона (рейса) | |||||
Войска и обозы | Места посадки | Итого | |||
Одесса | Севастополь | Николаев | Феодосия и Керчь | ||
Офицеров | 291 | 207 | 120 | 60 | 678 |
Солдат | 9604 | 7676 | 4264 | 2312 | 24216 |
Лошадей | 691 | 419 | 104 | 52 | 1266 |
Полевых орудий | 8 | 16 | 24 | ||
Зарядных ящиков и повозок | 135 | 125 | 48 | 24 | 332 |
Отдельно должны быть доставлены тяжелые орудия "особого запаса"
Для перевозки десанта должны были быть привлечены пароходы "Добровольного флота" и "Русского общества пароходства и торговли" (РОПиТ).
Число наличных пароходов |
Расчетная вместимость каждого, чел. |
12 |
1500-2000 |
5 |
1200-1300 |
42 |
400-600 |
Второй рейс должен был состояться через две недели. Им перевозились мобилизованные части Одесского ВО: 14-я и 34-я пехотные дивизии, 14-я и 34-я артиллерийские бригады.
Специально для установки тяжелых орудий в проливах был организован так называемый "особый запас". Он создавался в условиях полной секретности, и даже в закрытых документах для артиллерийских офицеров его назначение по возможности не раскрывалось. Первоначально в составе "особого запаса" были тяжелые береговые орудия (штатные для береговых крепостей) и некоторое количество полевых орудий. Так, в 1894 году только в Одессе в "особом запасе" состояло:
11" 1280-мм) береговых пушек |
5 |
9" (229-мм) береговых пушек |
10 |
6" (152-мм) пушек весом 190 пудов |
7 |
Батарейных 107-мм пушек |
20 |
9" (229-мм) береговых мортир |
36 |
Итого: |
78 |
Весной 1895 года было решено исключить из "особого запаса" 11" и 9" береговые пушки, а иметь следующее число орудий меньших калибров:
9" (229-мм) береговых мортир |
36 |
9" (229-мм) легких мортир |
20 |
6" (152-мм)/45 пушек Канэ |
10 |
6" (152-мм) пушек в 190 пудов |
20 |
6" (152-мм) пушек в 120 пудов |
20 |
57-мм береговых пушек Норденфельда |
10 |
Итого: 116 + 24 пулемета Максима |
|
В 1896 году на изготовление недостающих 44 9" мортир, 6 6" пушек Канэ, 4 57-мм пушек и 24 пулеметов Максима для "особого запаса" было отпущено сверх кредита 2193500 рублей. Интересно отметить, что вместо тяжелых 11" пушек и 9" береговых мортир, сборка и установка которых требовала многих дней, в "особый запас" в середине 90-х годов стали поступать 9" легкие мортиры. Они легко перевозились двумя повозками по 10 лошадей каждая и устанавливались на деревянном основании за несколько часов. Зато длина канала ствола была всего 6 калибров, а дальность стрельбы — 3 км (для сравнения дальность стрельбы гранатой 87-мм полевой пушки обр. 1877 г. составляла 6,4 км). Тяжелое орудие с дальностью 3 км, конечно, не было пригодно ни для осадной, ни для крепостной артиллерии. Единственное применение оно могло найти в узком проливе, где его 140-кг снаряды с 16,2 кг пироксилина легко могли пробить 76-мм палубу "Ройял Оука" или 65-мм "Центуриона" (новейших английских броненосцев).
6 июля 1895 года в Петербурге было собрано Особое совещание в составе министров: военного, морского, иностранных дел, русского посла в Турции А.И.Нелидова, а также высших военных чинов. В постановлении совещания упомянуто о "полной военной готовности захвата Константинополя". Далее сказано: "Взяв Босфор, Россия выполнит одну из своих исторических задач, станет хозяином Балканского полуострова, будет держать под постоянным ударом Англию, и ей нечего будет бояться со стороны Черного моря. Затем все свои военные силы она сможет тогда сосредоточить на западной границе и на Дальнем Востоке, чтобы утвердить свое господство на Тихом океане".
5 декабря 1896 года на совещании министров под председательством Николая II было рассмотрено решение о высадке в Босфоре. В совещании принимал участие посол Нелидов, горячо отстаивавший план вторжения. В соответствии с решением совещания, Нелидов должен был дать условную телеграмму, которая послужила бы сигналом к отправке десанта. Заранее должны были быть объявлены учебные сборы и учения Одесского ВО с переброской двух пехотных дивизий на Кавказ и производилась мобилизация большинства черноморских коммерческих пароходов. Командовать операцией назначили вице-адмирала Копытова. В операции должны были принимать участие эскадренные броненосцы "Синоп", "Чесма", "Екатерина И", "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец" и "Три святителя", крейсер "Память Меркурия", канонерская лодка "Терец", минные заградители "Буг" и "Дунай", минные крейсеры "Гридень" и "Казарский", а также 10 миноносцев.
Командиром сводного десантного корпуса был назначен генерал-лейтенант фон Шток. Состав десантного корпуса первого рейса был усилен по сравнению с планом 1885 года. В его составе теперь числилось 33750 человек с 64 полевыми и 48 тяжелыми орудиями (из "особого запаса"). Вроде бы учли все, даже "3 версты железной дороги" перевозились в первом рейсе.
Эскадра на пути к Кавказу должна была неожиданно повернуть на Босфор. "В назначенный момент внезапно прерываются все телеграфные провода Черноморского побережья с Европой". Эскадра же в ночное время форсирует Босфор и, пройдя до Буюкдерея, становится на якорь (в тылу турецких береговых батарей). В это время посол Нелидов представит турецким властям ультиматум: немедленно передать России районы на обоих берегах Босфора, в противном случае должна была быть применена сила. Сопротивление турецких войск быстро подавлялось. После чего русское командование должно было в 72 часа после начала высадки укрепить вход в пролив со стороны Мраморного моря, На берегах пролива устанавливались тяжелые орудия "особого запаса", "Буг" и "Дунай" поперек залива выставляли заграждение в три ряда мин (всего 825 штук). Не зря в начале 80-х годов старался капитан С.О.Макаров, ради науки изучивший течения и глубины в Босфоре. Кроме того, планировалось на обоих берегах пролива скрытно установить торпедные аппараты.
* В числителе — калибр в мм, в знаменателе — длина ствола
2. Русские броненосцы "Екатерина II", "Синоп". "Чесма" и "Георгий Победоносец" специально проектировались для прорыва через Черноморские проливы. Их барбетные установки 305-мм орудий с большим углом возвышения позволяли вести бой с высоко расположенными береговыми батареями, а размещение 4-х таких орудий из 6-и с возможностью вести огонь по носу в ходе боя в узком проливе давало им двукратное преимущество перед любым броненосцем противника. Русское Морское министерство, увлеченное идеей "босфорского варианта", продолжало строить эти корабли в течение 10 лет — три первых броненосца были заложены в 1883 г, а последний вошел в строй в 1894 г. Остальные 2 броненосца, которые могли принять участие в Босфорской операции — "XII Апостолов" и "Три Святителя" — имели стандартное для того времени число и расположение 305-мм орудий и в той или иной степени повторили английские проекты. Седьмой броненосец "Ростислав" в 1897 г. еще не был готов.
Надо сказать, что и англичане, не исключавшие для своего Средиземноморского флота возможности форсирования Дарданелл, в 1880-х годах построили несколько броненосцев с преимущественно носовым огнем (среди них печально известная "Виктория"), но к рассматриваемым событиям они уже были выведены в резерв.