Оглавление

Однако, пожалуй, самым главным достижением в области боевой устойчивости стала повышенная выживаемость при торпедных попаданиях. Предвоенные расчеты американских кораблестроителей показывали, что вероятность гибели всех "старых" эсминцев (до "Бенсонов" включительно) от единственной торпеды составляет 75%. Это предсказание оказалось на удивление точным: из 16 пострадавших кораблей погибло три четверти — 12 штук! Более длинные "Флетчеры", имевшие увеличенное число водонепроницаемых отделений, должны были выживать в одном случае из трех; даже при попадании сразу двух торпед 1 эсминец из 10 имел шанс на спасение. Боевая практика в основном подтвердила эти расчеты, хотя японские торпеды несли гораздо больше взрывчатки, чем предполагали американцы. Например, "Ла-Валетт", получивший торпедное попадание в самое уязвимое место — машинное отделение, спасли без особых затруднений, хотя 3 отсека его двигательной установки, самые объемные на корабле, были полностью затоплены.

Основу артиллерийского вооружения "Флетчеров" составили пять 127-мм универсальных орудий в закрытых башнеподобных одиночных установках. Сама по себе эта пушка являлась несомненным достижением американских конструкторов; им удалось создать оружие, в равной мере пригодное для борьбы с надводными и воздушными целями. Полуавтоматический затвор позволял достигать значительной скорострельности. Хорошо обученная команда могла давать до 22 выстрелов в минуту: конечно, это максимальный темп, который не мог поддерживаться долго, но фактически 12-15 залпов в минуту — очень неплохой результат. Конструкция самой установки также способствовала быстрой стрельбе. Хотя ее легкое бронирование защищало лишь от самых малых осколков, зато гарантировало спокойную работу персонала в самую плохую погоду. Снаряды подавались по элеватору через кольцевое основание башни — совсем как на крейсере или линкоре. Надо сказать, что на небольших эсминцах времен второй мировой войны подачи такого рода были скорее исключением, чем правилом, хотя их преимущества несомненны. Баллистические данные орудия можно считать "умеренными" —  вес снаряда составлял 25,6 кг, начальная скорость — 792 м/с. В совокупности же американская 127-мм пушка с длиной ствола в 38 калибров была отработанным и проверенным оружием; под разными марками ее продолжали выпускать вплоть до 60-х годов.

Однако даже столь совершенное само по себе зенитное орудие, как 127-мм пушка, могло оказаться практически бесполезным при неадекватной системе управления огнем. Но и здесь американцы оказались на высоте: в 1939 году прошла испытания система модели Мк-37. Впервые все вычислительные элементы помещались не на мостике, а в специальном отсеке глубоко под водой. Предусматривался автоматический контроль скорости цели, причем сами скорости цели могли достигать 740 км/ч, т.е. ими могли быть практически любые самолеты второй мировой войны. С самого начала на Мк-37 предполагалось устанавливать радар, и первые "Флетчеры" сразу же получили универсальный радиолокатор Мк-4 для управления стрельбой.

Еще одним новшеством в вооружении стал счетверенный 28-мм автомат, долго и мучительно разрабатывавшийся в США в 30-е годы. Он сразу же получил дурную репутацию из-за сложности и ненадежности работы, и на вооружение принят не был. Но главное — место под него на кораблях уже было выделено, и в конце концов все устроилось наилучшим образом: вместо неудачного собственного оружия американцы приняли отличные, значительно его превосходящие автоматические пушки двух стран-"нейтралов" — шведский 40-мм "бофорс" и швейцарский 20-мм "эрликон".

Вся история военных модификаций "Флетчеров" сводится по сути дела к одному — постепенному усилению легкого зенитного вооружения. Американские эсминцы нуждались в средствах самообороны от японских самолетов — "камикадзе", и "Флетчеры" стали нагружать "бофорсами" и "эрликонами". Вначале они получили три спаренных 40-мм и десять-одиннадцать 20-мм автоматов, к которым к концу войны на большинстве кораблей добавили еще два спаренных "бофорса" спереди от мостика (при этом оставлено всего 7 "эрликонов"). Но и этого показалось мало: в начале 1945 года была принята программа "окончательного" перевооружения, в соответствие с которой снимался один из торпедных аппаратов, а две спаренные 40-мм установки заменялись на счетверенные. Так перестроили всего несколько эсминцев, но и это перевооружение оказалось далеко не последним.

DD_USA42004.jpgDD_USA42005.jpgDD_USA42006.jpg

Теоретический чертеж эсминца "Флетчер"

Оглавление

Hosted by uCoz