Оглавление

Зато чуть позже лейтенант Колчак все же заявил о себе. Минная банка, выставленная "Сердитым" на подходах к Порт-Артуру, для новейшего японского крейсера "Такасаго" оказалась роковой: 30 ноября он подорвался и затонул, унеся с собой на дно 274 матроса и офицера. (Примечательно, что миноносец "Сердитый" вообще стал самым результативным русским кораблем войны 1904— 1905 гг. Помимо "Такасаго", он в декабре уничтожил японский 102-тонный миноносец № 42 — правда, уже без участия А.В.Колчака. Итого — два "лично" потопленных корабля неприятеля — на общем трагическом для России фоне этот результат просто великолепен! И тем не менее, в списках кораблей-героев русско-японской войны "Сердитый" не значится и по сей день...).

Небезынтересный факт: в осажденном Порт-Артуре в лейтенанте Колчаке вновь уживаются отважный строевой офицер и ученый — на сей раз, будущий военный стратег и теоретик. Он ведет дневник, исписывая своим неразборчивым почерком по несколько страниц ежедневно. Но тщетно искать в этих записях личные переживания, эмоции ... Нет, здесь присутствуют исключительно анализ боевого опыта, рассуждения о тактике, технике морского боя: подробности о ремонте броненосца "Ретвизан", эффективности артиллерийской стрельбы с разных дистанций, минном оружии. Вот, к примеру, весьма любопытное мнение Колчака об идеальном боевом корабле на основе опыта первых сражений:

"Некоторые выводы из практики войны.

Типы боевых судов и артиллерийское вооружение.

  1. Увеличение размера орудий среднего калибра. Скорострельность в бою имеет меньшее значение, чем разрушительное действие снарядов. Благодаря скорострельности, масса снарядов выпускается безрезультатно.
  2. Установки артиллерии должны допускать использование наибольшей дальности стрельбы, а не ограничивать ее. Особенно это важно для орудий большого калибра. В деле с береговыми укреплениями это вопрос первой важности.
  3. Оптические прицелы необходимы, без них невозможно использовать орудия на больших расстояниях.
  4. Лучше установка орудий в башнях, в не в отдельных казематах, не говоря уже про общее. Идеальной является установка каждого орудия в отдельной башне, но только в смысле защиты, в смысле же стрельбы выгоднее первая установка ввиду возможной взаимной корректировки и залповой стрельбы.
  5. Увеличение калибра мелкой скорострельной артиллерии с 3 дюймов до 4 дюймов очень желательно, орудия меньшего калибра, вроде 47-мм, не годны на больших судах, а годятся только на катерах
  6. Лучше меньше орудий большого калибра, чем большее число мелких.
  7. На броненосцах надо считать вооружение из 12-дюймовых, 8-дюймовых и 4-дюймовых орудий, для крейсеров 10, 8 и 4-дюймовых. Может быть для последних допускаемы вместо восьми 6-дюймовые орудия.
  8. Броня по всей ватерлинии есть необходимость. Необходим еще второй пояс по всей длине броненосца, составляющий защиту жилой палубы.
  9. Чем ниже борт, тем выгоднее для боя - труднее прицеливаться. Идеальное судно не должно иметь батарейной палубы. Последняя есть верхняя и выше ея одни башни.
  10. Надо иметь две броневые палубы. Одну на высоте ватерлинии со скосами под нижние кромки броневого пояса по ватерлинии и вторую по высоте верхней кромки второго броневого пояса со скосами к нижней кромке последнего.
  11. Броневые траверзы при поясе машинных и котельных отделений ниже должны быть сохранены.
  12. Лучше поступиться толщиной брони, чем площадью бронирования.
  13. Обычное углубление пояса по ватерлинии на 4 фута недостаточно. Необходимо увеличение насколько это возможно, хотя бы до 6 футов, желательно еще более бронирование хотя бы тонкой броней. Броненосцы получали очень серьезные пробоины под броней. Рубки боевые необходимо устанавливать более основательно и делать их двойными. Крыша рубки тоже должна быть двойной. Прожектора надо убирать во время дневного боя за броню, а это небольшая трудность, иначе в бою они будут разбиты вдребезги. Мачт боевых довольно одной. Служа для помещения 37-мм и 47-мм орудий, совершенно негодных даже для отражения атак, они имеют огромный вес и ни к чему не годны. Прожектора также на них не нужны. Они должны быть ближе к ватерлинии, мачты надо иметь только для сигналов и делать их в десять раз тоньше и легче современных. Особенно тяжелы французские мачты - скорее башни, а не мачты".

Kolchak002.jpgKolchak003.jpg Kolchak004.jpg

1ЦГА ВМФ, ф.763, оп. 1, д. 191-192.)

Осенью у Колчака обострился заработанный на севере суставный ревматизм, его состояние становилось все хуже, и в конце концов вновь привело лейтенанта в госпиталь. Правда, до этого он успел принять участие в войне на суше. 2 ноября его назначили командиром батареи морских орудий на северо-восточном рубеже обороны крепости (батарея была приписана к броненосцу "Ретвизан"). Там А.В.Колчак получил легкое ранение. Незадолго до этого, 15 ноября, его наградили орденом Св Анны 4-й степени и Георгиевским оружием с надписью " За храбрость".

К моменту сдачи Порт-Артура тяжело больной Колчак находился в госпитале; из-за своего состояния он даже не был эвакуирован из крепости до апреля 1905 года, и лишь затем его отправили через Дальний в Японию.

"В Нагасаки партия наших больных и раненых получила очень великодушное предложение японского правительства, переданное французским консулом, о том, что правительство Японии предоставляет нам возможность пользоваться, где мы захотим водами и лечебными учреждениями Японии, или же, если мы не желаем оставаться в Японии, вернуться на родину без всяких условий. Мы все предпочли вернуться домой. И я вместе с группой больных и раненых офицеров через Америку отправился в Россию. Это было в конце апреля 1905 года". (Допрос Колчака, заседание 1-е).

4 НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА МГШ

Вернувшись в Петербург, А.В.Колчак после освидетельствования медицинской комиссией был отправлен в 4-месячный отпуск для лечения на водах, где и провел все лето* 1905 года.

Осенью он занялся научной работой, обобщая материал полярной экспедиции. Две карты восточной части Карского моря, планы якорных стоянок, описания берегов, многочисленные статьи — вот далеко не полный перечень публикаций Колчака Тогда же им была написана и основная часть капитального труда "Лед Карского и Сибирского морей", вышедшего в свет в 1909 году. О научном значении этой книги можно судить по тому факту, что в 1928 году она была переиздана на английском языке Американским географическим обществом...

Оглавление

Hosted by uCoz