Оглавление

Колчак не был удовлетворен результатом операции. Однако, оценивая ее, не следует забывать, что при многократном превосходстве германского "флота открытого моря" над русским Балтийским смелый рейд против коммуникаций противника был связан с немалым риском.

Бой в заливе Норчепинг стал последней боевой операцией на Балтике с участием Колчака. Его срочно вызвали в Ревель и 28 июня 1916 года назначили командующим Черноморским флотом, одновременно произведя "за отличие по службе" в вице-адмиралы.

7 КОМАНДУЮЩИЙ ФЛОТОМ

К лету 1916 года значение черноморского театра военных действий существенно возросло. Здесь намечалось дальнейшее наступление русских войск на Кавказском фронте, высадка десанта с целью захвата Босфора, а также вступление в войну Румынии. Все это требовало активных действий флота, и, по мнению ставки, Колчак как никто другой подходил к роли командующего.

"Во время назначения А.В.Колчака в Черное море я командовал эскадренным миноносцем "Казанец", входившим в состав минной дивизии Балтийского флота. Адмирал Колчак вызвал меня к себе и предложил ехать с ним на Черное море флаг-капитаном оперативной части... Я, конечно, без колебания согласился.

Через два дня мы были в Петербурге, откуда после свидания с морским министром адмиралом И.К.Григоровичем выехали в Могилев, в ставку Верховного главнокомандующего. В ставке имели счастье быть представленными Государю Императору, долго беседовавшему с адмиралом и благословившему его иконою".

{Контр-адмирал Смирнов. "Зарубежный морской сборник", № 9, 1930, с. 141.

Вице-адмирал Колчак принял командование флотом от вице-адмирала А.А. Эбергарда в Севастополе вечером 6 июля, а уже на рассвете следующего дня он на линкоре "Императрица Мария" вышел в море. Встретив германо-турецкий крейсер "Бреслау", вступил с ним в бой и преследовал до Босфора. Это был последний рейд крупных кораблей противника на Черном море: через несколько дней выходы из Босфора начали надежно перекрывать минами. Затем аналогичным образом была закупорена Варна. Всего в течение двух месяцев Черноморский флот выставил во вражеских водах более 2000 мин. Из-за нехватки мин на складах Колчак принимает решительные меры по расширению их производства. По его вызову в Севастополь прибыл капитан 1 ранга Н.Н. Шрейбер, спроектировавший малую противолодочную мину типа "Рыбка". Южно-русским заводам выдали заказ на производство 9000 таких мин. Вот как характеризует возросшую активность черноморцев их противник — контр-адмирал германского флота Г. Лорей, бывший командир турецкого броненосца "Торгут-Рейс":

"Русская заградительная деятельность летом 1916 года являлась большим достижением русского флота. Неприятель поставил около 1800-2000 мин. Для этого требовалось немало ночей, так как к берегу можно было приближаться только ночью. Их заграждения доходили непосредственно до берега, они ставили новые мины вплотную к ранее поставленным, и надо было удивляться, с каким искусством и уверенностью они избегали своих мин, поставленных на малое углубление". (Г. Лорей. Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг. М., Воениздат, 1934, ее. 237-2381.

Kolchak007.jpg

"Георгий Победоносец" — штабной корабль вице-адмирала Колчака. Архив "Наваль"

Оглавление

Hosted by uCoz