Оглавление

Кажется, тут можно бы подвести черту, но нельзя не упомянуть еще об одном "аргументе". В литературе часто приводится неоспоримый якобы факт, будто перестроение в "линию", совпавшее с моментом открытия огня, повлекло за собой дополнительные неблагоприятные последствия. Вот как писал об этом бывший баталер, а впоследствии крупный советский писатель и лауреат Сталинской премии А.С. Новиков-Прибой:

"Первый отряд, направляясь по диагонали на линию левой колонны, увеличил в сравнении с последней ход только на два узла. Однако с такой скоростью нельзя было успеть своевременно продвинуться вперед и занять свое место во главе эскадры. Только "Суворову" и "Александру III" удалось достигнуть намеченной цели. Но, придя на линию левой колонны... они сейчас же сбавили ход и не подумали (!) о том, что за ними следуют еще два броненосца - "Бородино" и "Орел". Последние, чтобы не налезать на передние корабли, тоже уменьшили ход... Начался кавардак: второй и третий отряды, не предупрежденные ... об уменьшении хода, продолжали напирать; "Бородино" и "Орел", не успевшие занять своего места... оказались под страхом остаться вне строя. Тогда, чтобы пропустить их вперед, броненосец "Ослябя"... вынужден был уменьшить ход до самого малого, а потом, боясь столкнуться с "Орлом", совсем застопорил машину... Что оставалось делать остальным кораблям, шедшим за "Ослябей"? Они уменьшили ход и начали выходить из строя - одни вправо, другие влево..."

Печально? Еще бы! Но, как мы сейчас увидим, нелепая оплошность Рожественского, который забыл об идущих за ним судах, имела последствия куда более трагичные, нежели описанный выше "кавардак"... Вот какое свидетельство приводит в своей книге капитан 1 ранга граф Капнист:

"Японцы, увидев, что ближайший к ним русский флагманский корабль ("Ослябя" - В.Ч.), представлявший ... своим высоким корпусом весьма крупную цель, стоял почти на месте, избрали его своей целью для стрельбы. Его неподвижность, а также неподвижность точки поворота их линии, через которую они последовательно проходили и с которой открывали свой огонь все их броненосцы... дали возможность быстрой и точной пристрелки и меткого огня".

Более кратко, но зато и более определенно высказался по этому же поводу в своих показаниях Следственной Комиссии вахтенный начальник броненосца "Сисой Великий" лейтенант Овандер:

"... Пока наш отряд (2-й - В.Ч.) стоял, затем шел малым ходом и описывал коордонат вправо, он ("Ослябя" - В.Ч.) был страшно поражаем огнем неприятеля... Это перестроение и было причиной гибели эскадренного броненосца "Ослябя"..."

Нужны ли к этому дополнительные комментарии? Пожалуй, нет. И вряд ли мы теперь удивимся картине, которую наблюдал в свой бинокль капитан 2 ранга В.И.Семенов:

"... Я прошел на левую сторону между... башнями посмотреть на японскую эскадру... Она была все та же! Ни пожаров, ни крена, ни подбитых мостиков... Словно не в бою, а на учебной стрельбе! Словно наши пушки, неумолчно гремевшие вот уже полчаса стреляли не снарядами, а ... черт знает чем!... С чувством, близким к отчаянию, я опустил бинокль..."

Ни пожаров, ни крена... Хотя, впрочем, японские корабли вовсе не были столь невредимыми, как это видел Семенов. Да и японская линия, кстати сказать, тоже не была "все та же"...

"Принято думать, - пишет американский автор Н. Буш, что первым кораблем, который в Цусимском сражении вынужденно покинул боевой строй, был русский броненосец "Ослябя"... Но это не так! Сомнительная честь быть первым "выбитым из линии" принадлежит японскому кораблю - крейсеру "Асама"... Едва лишь "Асама" закончил поворот, как тут же попал под интенсивный огонь хвоста русской колонны. 12-дюймовый снаряд с "Николая I" буквально смел его рулевое устройство, вынудив крейсер покинуть линию практически до конца дня".

TsusAnl2001.jpg

Броненосец "Ослябя"

Оглавление

Hosted by uCoz