Истребители танков на базе полугусеничных бронетранспортеров М-3 оснащались прицелами, позволявшими вести стрельбу с закрытых позиций. После того как в войска стали поступать истребители танков М-10, машины М-3 стали применяться в качестве самоходно-артиллерийских установок. Морская пехота использовала их на Тихоокеанском театре военных действий до конца войны.
![]() |
![]() |
Истребитель танков Т-21/М-6 представлял собой попытку установки 37-мм противотанковой пушки на автомобиль Додж 3/4. Существовало несколько вариантов установки пушки на Додж, наиболее предпочтительным оказалась модификация, в которое в нормальном положении орудие смотрело стволом назад. |
Единственной броней истребителя танков М-6 являлся орудийный щит, смонтированный на 37-мм пушке. Орудие на этой машине монтировалось стволом назад во избежание травм экипажа при стрельбе (в случае если бы оно было развернуто стволом вперед) и разрушения лобового стекла. |
В целом 37-мм орудие имело схожие характеристики с противотанковыми пушками, имевшимися на вооружении в армиях других государство, американские генералы хотели принять на вооружение более мощную пушку, способную бороться с перспективными германскими танками. Желание вылилось в монтаж 3-дюймого орудия на шасси трактора фирмы Кливленд Трэктор Компани, сей трактор использовался в качестве аэродромного буксировщика. Вся установка получила обозначение Т-1, а доработанная в противотанковую 76-мм пушка - Т-9. Разработка гусеничной САУ началась в конце 1940 г., в январе 1942 г. она под обозначением «М-5 3 inch Gun Motor Carriage» (механизированный носитель 3-дюймовой пушки М-5) была принята на вооружение. Армия заказала 1580 установок М-5, однако постоянные технические проблемы не позволяли поставить САУ на конвейер. Когда же проблемы удалось решить, к серийному производству уже были готовы М-3 и М-10, в результате программу выпуска М-5 аннулировали. Другие попытки создания истребителей танков оказались более удачными. В 1941 г. на вооружение армии США начали поступать полугусеничные бронетранспортеры М-3. Летом того же года на шасси М-3 установили 75-м орудие Ml897A3, представлявшее собой вариант знаменитой французской 75-мм пушки времен первой мировой войны. Орудие монтировалось в районе центра тяжести бронетранспортера - в боевом отделении, непосредственно сзади сиденья водителя. К полу боевого отделения был приварен контейнер на 19 снарядов, к контейнеру - база орудия. Чтобы освободить пространство для размещения пушки и расчета, топливные баки пришлось перенести в кормовую часть боевого отделения (на стандартном М-3 они расположены сразу за сиденьями водителя и командира). От обстрела расчет прикрывал установленный на орудие небольшой плоский щит. Новая машина получила обозначение Т-12, под которым и проходила испытания. Испытания завершились к октябрю 1941 г. Результаты были получены удовлетворительными - под обозначением «М-3 75 mm Gun Motor Carriage» (Gun Motor Carriage - GMC) истребитель танков был принят на вооружение армии США.