Оглавление

М-3 75 mm Gun Motor Carriage

Истребитель танков М-3 75 mm GMC был запущен в серийное производство в октябре 1941 г. Установленное на нем 75-мм орудие имело ограниченные углы наведения в горизонтальной плоскости: 19 град, влево и 21 град вправо. Углы возвышения пушки изменялись в пределах от -10 град. до +29 град. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом составляла примерно 900 м. Помимо бронебойных, в состав боекомплекта могли входить фугасные и дымовые снаряды.

На орудиях первых истребителей танков монтировались небольшие плоские щиты, предназначенные для защиты расчета. Опыт боевого использования истребителей танков на Филиппинах, где применялись опытные Т-12 и первые серийные машины, выявил настоятельную необходимость повышения защищенности экипажа. Среди нескольких образцов спешно разработанных щитов, для установки на истребитель танков выбрали щит в виде короба. Машины, вооруженные орудиями с такими щитами выпускались с весны 1942 г. по апрель 1943 г., когда серийный выпуск истребителей танков М-3 75 mm GMC завершился.

Истребитель танков М-3 75 mm GMC изначально рассматривался лишь как временная мера, но в конечном итоге оказался одним из наиболее удачных американских истребителей танков первой половины второй мировой войны. Проблемой, с которой столкнулись в ходе серийного выпуска самоходок, стала нехватка новых 75-мм орудий. Пришлось монтировать старые, уже послужившие, пушки. Самоходки со старыми орудиями получили обозначение М-3А1, однако от М-3 они не отличались ни внешне, ни внутренне. Вся разница - старая или вновь изготовленная пушка.

Поскольку вооружение подразделений истребителей танков самоходками М-3 75 mm GMC было временной мерой, параллельно с запуском в серийное производство этой машины развернулись работы по проектированию более совершенной установки. Тем не менее, выпуск М-3 75 mm GMC продолжался до середины 1943 г., всего их было изготовлено 2202 экземпляра. На смену полугусеничным истребителям танков пришли полностью гусеничные М-10 и М-18. По мере поступления новых самоходок в войска часть М-3 75 mm GMC стали превращать в «нормальные» бронетранспортеры М-3, снимая с них пушки.

USPzJag026.jpg

Вид сверху на истребитель танков М-6. Хорошо видны сиденья расчета и пустая боеукладка по бортам кузова автомобиля. Сиденья расчета установлены непосредственно над задними колесами машины. Размеры орудийного щита впечатляют, однако щит не выдерживал попаданий даже осколков снарядов. В армии истребители танков М-6 получили наименование «Фарго», машины не оправдали возлагаемых на них надежд и были быстро сняты с вооружения. В большинстве случаем истребители танков переоборудовали в стандартные Доджи, демонтировав пушки.

USPzJag027.jpg

Т-24 представлял собой «промежуточный вариант» истребителя танков. Его основными недостатками стали завышенный силуэт и малая эффективная дальность поражения цели. Работы по Т-24 были прекращены в апреле 1942 г.

USPzJag028.jpg

Шасси танка М-3, которое использовалось при создании истребителя танков Т-24, послужило базой и для самоходки Т-40. Истребитель танков Т-40 отличался от неудачного предшественника более низким силуэтом и более мощным орудием. По результатам испытания самоходку Т-40 приняли на вооружение под обозначением М-9. Однако малый запас 3-дюймовых орудий, наряду с поступлением на вооружение истребителей танков М-10, заставил отказаться от планов серийного производства М-9. Программу аннулировали в августе 1942 г.

Оглавление