Оглавление

M-6 37 mm GMC

Накануне вступления США в войну, помимо М-3 75 mm GMC, был разработан еще один истребитель танков - М-6 37 mm GMC. Проектирование машины началось в середине 1941 г., ее экспериментальные образцы получили наименование Т-21. Базой для установки 37-мм пушки послужил автомобиль Додж 3/4, орудие монтировалось в кузове машины стволом назад. Сам автомобиль брони не имел, но пушка снабжалась бронещитом довольно большой площади. Данная самоходка также представляла собой промежуточный вариант в ожидании поступления на вооружение установки Т-22. Первоначально прорабатывался вариант с размещением орудия стволом вперед, но такое расположение пушки было опасным: при выстреле разрушалось лобовое стекло автомобиля, два члена экипажа, занимающих передние сиденья могли получить травмы или даже ранения. Вариант с размещением пушки стволом назад позволял решить данные проблемы. Дополнительным плюсом «ствола назад» являлась также возможность более быстрой смены позиции - не требовалось разворачивать Додж.

Пушка калибра 37 мм являлась стандартным противотанковым орудием армии США, она имела эффективную дальность стрельбы 450 м. Помимо бронебойных в боекомплект входили фугасные снаряды и шрапнель. Фактически пушка имела круговой обстрел, но в переднюю полусферы стрельба велась в исключительных случаях. Углы возвышения орудия могли меняться в пределах от -10 град. до +15 град. Боекомплект размещался в кормовой части машины или по бортам корпуса. Сиденья для расчета находились по бортам кузова.

USPzJag032.jpg

Вид сверху на истребитель танков М-10. Данная машина оснащена пятигранной башней, в кормовой ее части смонтирован пулемет Браунинг калибра 12,7 мм. Относительно небольшой по площади люк доступа к двигателю, расположенный в крыше моторного отделения, является характерным внешним отличительным признаком истребителя танков М-10. Обратите внимание на гусеничные траки, навешенные на кормовые стенки башни - импровизированные противовесы с целью балансировки башни.

В серийное производство истребитель танков Т-21 был запущен под обозначением М-4 37 mm GMC, вскоре измененное на М-6 37 mm GMC, чтобы избежать путаницы с имевшей сходное обозначение буксируемой 37-мм пушкой. Истребители танков М-6 выпускало отделение Фарго фирмы Крайслер, поэтому иногда эти машины неофициально называли «Фарго».

Серийный выпуск «Фарго» начался весной 1942 г. и продолжался до конца войны; всего изготовлено примерно 5400 этих истребителей танков. Впервые эти самоходные артиллерийские установки использовались в Северной Африке, где показали свою абсолютную неадекватность названию «истребитель танков». На Тихоокеанском театре военных действий «Фарго» действовали более успешно, но не как истребители танков, а в качестве САУ непосредственной поддержки пехоты. Очень большое количество истребителей танков М-6 37 mm GMC переделали в обычные автомобили, демонтируя орудия. Оставшиеся самоходки с пушками использовали в процессе обучения. Известны случаи установки снятых с М-6 37 mm GMC пушек на полугусеничные бронетранспортеры М-2. В конце войны в действующей армии истребителей танков М-6 37 mm GMC не осталось.

USPzJag033.jpg

Истребители танков, базой для которых послужило шасси танка М-4A3 с бензиновым двигателем, получили обозначение М-10А1. Самоходки М-10 отличались от М-10А1 только формой и площадью люка в крыше моторного отделения.

Оглавление

Hosted by uCoz