Оглавление

FAaft2WW010.jpg FAaft2WW011.jpg
F3H-2 «Демон», авианосец «Мидуэй», 1960 г. F-8 «Крусейдер»

Фирма МакДоннелл также принимала участие в конкурсе на палубный истребитель для авианосцев типа "Форрестол", предложив проект F3H-G - дальнейшее развитие концепции истребителя "Демон". Проект был отвергнут, однако инженеры фирмы продолжили работу над перспективным истребителем. В результате появился самолет, имя которого стало нарицательным - F-4 "Фантом" 2. Первый полет опытный XF-4H-1 совершил в мае 1958 г., серийное производство началось в 1960 г. Для ВМС, корпуса морской пехоты и ВВС США, а также на экспорт было выпущено несколько тысяч самолетов F-4 различных модификаций. На авианосцах эксплуатировались "Фантомы" модификаций F-4A/B/N/J/S и самолеты-разведчики RF-4B.

Одной из самых масштабных авиационных программ, осуществлявшихся в США в 60-е годы, была разработка "универсального" самолета TFX с изменяемой стреловидностью крыла, предназначенного и для ВВС, и для ВМС. Самолет F-111В предназначался для базирования на авианосцах и был рассчитан на выполнение следующих боевых задач: перехват из положения "дежурство в воздухе", завоевание превосходства в воздухе и поражение наземных и морских целей на большом удалении от корабля базирования. От сухопутного варианта F-111А военные требовали того же плюс возможности нанесения ядерных ударов и оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Разработка самолета началась в 1961 г., первый полет состоялся в 1964 г. Сочетание противоречивых требований, предъявлявшихся к самолету, привело к значительному росту его массы и размеров. В результате возможность базирования F-111 на авианосцах посчитали весьма проблематичной, и в 1968 г. ВМС отказались от дальнейшего участия в программе. Отказ от "универсального" самолета дал путевку в жизнь нескольким типам палубных машин. Прежде всего - это штурмовик А-7, он предлагался лишь как временная мера в ожидании F-111, в этом случае подтвердилась интернациональная истина - нет ничего более постоянного, чем временное. Для решения же задач перехвата и завоевания господства в воздухе, которые должен был решать F-111, пришлось разрабатывать новые самолеты.

Очень много людей в командовании ВМС с самого начала пессимистически относились к разработке палубного варианта F-111: еще за три года до официального отказа флота от этого самолета - в 1965 г. - началась разработка истребителя-перехватчика F-14 "Томкэт". Первый полет новый перехватчик совершил в 1970 г., на вооружении ВМС самолет находится с 1974 г. От F-111 "Томкэт" унаследовал комплекс вооружения, объединивший мощную РЛС, обеспечивающую селекцию целей на фоне земной поверхности, уникальную для того времени систему управления оружием и УР воздух-воздух дальнего действия AIM-54 "Феникс". F-111 был ориентирован исключительно на ракетный воздушный бой, но опыт "собачьих схваток" в небе Вьетнама показал, что пушку рано списывать с истребителя; исходя из уроков Вьетнама, представители ВМС потребовали, чтобы дальний перехватчик имел возможность вести маневренный воздушный бой, для чего на нем были установлены пушка и УР воздух-воздух малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер". В учебных воздушных боях "Томкэт" показал превосходство над основным палубным истребителем флота F-4 "Фантом", для замены которого и предназначался.

FAaft2WW012.jpg

F-4B «Фантом» из эскадрильи VF-41

Оглавление