Компоновочная схема Ту-330
Самолет Ту-330 выполнен по схеме высокоплана со стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением. Крыло и элементы хвостового оперения соответствуют примененным на Ту-204 с сохранением высоких аэродинамических качеств последнего. Фюзеляж спроектирован новый с учетом целевого назначения самолета, грузовая кабина герметизирована. В задней части фюзеляжа расположен грузовой люк с посадочным трапом-рампой. Два ТРДД типа ПС-90А (взлетная тяга каждого 16140 кгс) установлены на пилонах под крылом. Схема высокоплана позволяет переходить сравнительно легко в ходе дальнейших модернизаций самолета к двигателям больших размерностей (большая тяга при большей двухконтурности). По желанию заказчика АНТК проработало возможность замены двигателей ПС-90А на НК-93, а также на двигатели известных западных фирм "Роллс-Ройс" и "Пратт и Уитни", близких по своим характеристикам к отечественным, последнее должно существенно расширить экспортные возможности самолета. В хвостовой части фюзеляжа установлена ВСУ типа ТА12-60. Шасси самолета состоит из шести основных полностью автономных стоек с двумя тормозными колесами на каждой стойке. Передняя стойка с двумя колесами. Шасси обеспечивает эксплуатацию самолета с бетонированных и грунтовых ВПП. К числу новых конструктивных решений, использованных в конструкции Ту-330, следует отнести модернизированную электродистанционную систему управления самолетом с центральными ручками вместо традиционных штурвалов, плоские стекла фонаря кабины экипажа и отказ от боковых створок грузового люка. Большая герметизированная грузовая кабина (объем 330 куб.м) оснащена встроенным комплексом транспортного оборудования, обеспечивающего погрузочно-разгрузочные работы без использования наземных средств, а также десантирование людей, грузов и техники, в том числе и парашютное.
Основные летно-технические данные самолета Ту-330
Двигатели | 2 х ПС-90А |
Тяга двигателей, кгс | 2 х 16000 |
Длина самолета, м | 42,0 |
Размах крыла, м | 43,5 |
Высота самолета, м | 14,0 |
Площадь крыла, кв.м | 177,8 |
Взлетная масса, кг | 103500 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 35000 |
Дальность полета с коммерческой нагрузкой 20 тонн, км | 5600 |
35 тонн, км | 3000 |
Крейсерская скорость полета, км/ч | 830 |
Высота крейсерского полета, м | 12000 |
Потребная длина ВПП, м | 2200 |
Минимальная прочность грунта ВПП, кгс/см кв. | 6,0-7,0 |
Топливная эффективность, г/ткм | 138-140 |
Размеры грузового отсека (длина х ширина х высота), м | 19,5 х 4,0 х 3,55 -4,0 |
Размеры грузового люка (длина х ширина), м | 4,0 х 4,0 |
Назначенный ресурс, л.ч | 45000 |
Удельные простои на ТО и ремонт, ч/л.ч | не более 0,7 |
Удельные трудозатраты на ТО и ремонт, чел×ч/л.ч | не более 7,0 |
Время подготовки к повторному вылету, мин | 30 |
Вторым в ряду перспективных грузовых самолетов, соответствующих туполевской программе, является проект регионального грузового самолета Ту-230 с двумя двигателями Д-436Т2. Самолет создается для замены в эксплуатации самолетов Ан-26, Ан-32 и Ан-74. Ту-230 проектируется на базе научно-технического и производственного задела по ближнемагистральному пассажирскому самолету Ту-334, а также по самолетам Ту-204 и Ту-330. Аэродинамическая и конструктивно-компоновочная схемы Ту-230 в основном аналогичны самолету Ту-330. Конструкция самолета имеет большую степень унификации (до 70%) с самолетом Ту-334, что дает возможность начать производство Ту-230 приблизительно через полтора-два года после начала испытаний Ту-334 (при условии финансирования работ). Помимо двигателей Д-436Т2 самолет может оснащаться различными типами двигателей, в том числе и западного производства. На конец 1999 года по самолету Ту-230 разработано технико-экономическое обоснование и эскизный проект, строится макет, имеется задел готовых узлов, деталей и систем, применяемых на Ту-334.
Основные характеристики самолета Ту-230
Двигатели | 2 х Д-436Т2 |
Тяга двигателей, кгс | 2 х 8200 |
Длина самолета, м | 30,95 |
Размах крыла, м | 32,8 |
Высота самолета, м | 10,6 |
Площадь крыла, кв.м | 101,0 |
Взлетная масса, т | 52,8 |
Максимальная коммерческая нагрузка, т | 18,0 |
Крейсерская скорость, км/ч |
800-850 |
Высота крейсерского полета, м |
11000 |
Дальность полета при коммерческой нагрузке 12 т, км |
3000 |
Размеры грузового отсека (длина х высота х ширина), м |
13,0 х 3,15 х 3,0 |
Размеры грузового люка (длина х ширина), м |
3,0 х 3,15 |