Предыдущая Оглавление Следующая

Конкурсы на проектирование подводных лодок 1908-1909гг.

17 января 1907 г. контр-адмирал Э.Н. Щенснович подал в МГШ записку, которая называлась "О типах и числе подводных лодок, необходимых для активной защиты наших берегов". В ней оценивалось современное состояние подводного плавания в России и одновременно рассматривался вопрос о том, какие типы и сколько подводных лодок должно быть построено для обороны побережья и действия у портов противника. В частности, в записке говорилось: "Нам нужны лодки двух основных типов. Лодки прибрежные — для атаки недалеко от той части берега, где сосредоточена станция для лодок. Район действия таких лодок может не превышать 300 миль и водоизмещение возможно меньшее, какое инженеры найдут возможным достигнуть. Другой тип лодок — лодки дальние нужны для действий вдали от опорных пунктов. Район их действия должен измеряться в 1500— 2000 миль, а водоизмещение может быть тонн 400 и более... Большие лодки предназначаются для крейсерства и набегов на неприятельские берега. В тактическом отношении прибрежные (малые) и дальние (большие) должны делиться на отделения (одно отделение в море, два других в базе). Такое деление обуславливается надобностью в военное время быть постоянно в море, по крайней мере, одной лодке на одном пункте атаки, почему для каждого наблюдательного пункта, избранного для лодок, и надо иметь, по крайней мере, по три лодки...".

Исходя из последнего положения рассчитывалось необходимое количество малых и больших подводных лодок для каждого театра военных действий.

В записке также говорилось, что подводные лодки — это сравнительно дешевое и могущественное оружие, но "ни одна из имеемых у нас лодок не может служить ни типом, ни образцом, при постройке новых лодок".

Таким образом, поиск новых конструкций подводных лодок продолжался в двух направлениях — создание малых лодок прибрежного плавания и больших лодок дальнего действия.

На основе разработанных МГШ и МТК в первой половине 1908 г. заданий на проектирование подводных лодок, в июле 1908 г. были получены и рассмотрены предложения заинтересованных фирм. По заключению Отдела подводного плавания МТК, техническим условиям удовлетворяли проекты Нового Адмиралтейства, Балтийского завода, Адмиралтейского Ижорского завода и фирмы "Фиат", проекты "Лобеф", "Путиловский завод", "Крупп", "Невский завод" (Голланд) и "Колбасьев" были отвергнуты. В заключении указывалось, что "т.к. в запросе указывались лишь тактические элементы, без указания технических заданий, то результат оказался неудовлетворительным - проекты были представлены на лодки от 73 до 678 т и стоимостью от 218000 руб. до 1300000 руб. за лодку, причем, как то видно из представленных проектов выполнение заданных тактических элементов как бы считалось конкурентами необязательным, т.к. элементы эти были препровождены лишь как запрос о выполнимости, а не как обязательное требование конкурса".

Исходя из итогов первого запроса, были разработаны и 1 декабря 1908 г. утверждены морским министром адмиралом Диковым элементы малой подводной лодки для Балтийского моря. Запрос был сделан 14 фирмам. В результате рассмотрения ответов стало ясно, "что задания на постройку не могут быть вмещены в указанные 100 т водоизмещения и лодка, удовлетворяющая этим требованиям должна иметь водоизмещение 250-300 т, вследствие чего утвержденные морским министром элементы подлежат пересмотру".

10 апреля 1909 г. элементы подводной лодки для Балтийского моря были доложены морскому министру, конкурс не объявлялся, а запросы были сделаны 8 фирмам. 18 августа 1909 г. проекты были рассмотрены. Как указано в протоколе рассмотрения "все проекты можно разделить на три группы: 1) лодки аккумуляторные, вполне выработанного и испытанного типа; 2) лодки с одним двигателем для движения над водой и под водой и 3) лодки совершенно неиспытанные, с применением новых принципов движения.

К 1-й группе следует отнести лодки Балтийского, Невского, Ланге, Адмиралтейского заводов и Колбасьева. ко 2-й — вариант Балтийского завода по системе инженера Дель-Пропосто, проект Металлического завода и Мациевича — Дель-Пропосто (Адмиралтейский завод). К 3-й группе надо отнести варианты Мациевича — Журавлева с моторами, работающими замкнутым циклом.

Лодки первой группы общеприняты и вполне испытаны. Электрические аккумуляторы имеют то существенное преимущество, что при расходе энергии вес лодки под водой остается постоянным, электромоторы работают бесшумно и лодка не оставляет следа. Но электрические аккумуляторы — вещь очень дорогая и недолговечная и мало экономичная. Их эксплуатация стоит больших денег, срок службы не свыше 5 лет, цена высокая и они поглощают много веса и места в лодке, чем стесняют свободное развитие их тактических качеств. Поэтому весьма заманчиво перейти к одному двигателю для движения под водой и над водой. Таковой удачный опыт мы имеем на лодке Джевецкого "Почтовый", построенной Металлическим заводом, который и представил новый проект по той же идее, внеся существенные изменения; так двигатели Панара заменены дизелями, что значительно облегчит задачу; изменен способ удаления отработанных газов и для движения на большой глубине, когда выпуск газов затруднителен, благодаря большому внешнему давлению, установлена малая батарея аккумуляторов и электромотор, рассчитанные на 1—1,5 часа 5-узлового хода.

Проект Дель-Пропосто в деталях неизвестен, так как им держится в секрете, хотя в "Известиях американских инженеров" за ноябрь месяц 1908 г, имеется описание этой идеи, разработанной им совместно с инженером Лауренти. Ожидаемая г. Дель-Пропосто скорость под водой 16 узлов, но из представленного правлением Балтийского завода проекта контракта с названным инженером видно, что при достижении скоростей свыше 12 узлов получает премии и, по-видимому, только эта скорость им гарантируется.

Осуществление лодок этих типов весьма желательно, т.к. этим путем можно значительно повысить при том же водоизмещении тактические качества лодок, но недостатки те, что при подводном плавании по мере израсходования запасов топлива сжатого воздуха происходит и изменение плавучести лодки, для поддержания постоянства которой надо все время замещать израсходованный запас топлива водой; при движении остается след от лодки и слышен шум моторов.

Что же касается до третьего типа лодок, как проект Мациевича—Журавлева с замкнутым циклом, то таковых лодок еще нигде не имеется и продолжительные 10-летние опыты во Франции, насколько известно, не дали ожидаемых результатов. Поэтому и приступить к постройке такой лодки было бы возможно только после продолжительных береговых опытов.

...На основании всего вышеизложенного совещание постановило:

Признав лучшими из представленных предварительных проектов лодок лодку Балтийского завода в 450 т и Невского завода в 490 т, затребовать от названных заводов в 6-недельный срок более детальные и разработанные проекты, согласно дополнительным указаниям Морского генерального штаба".

После проведения конкурсов, характеризуя состояние подводного кораблестроения в России на 1910 г., М.Н. Беклемишев отметил, что первое место по подводному кораблестроению занимает Балтийский завод, второе - Невский завод, затем идут Металлический и Николаевский заводы. Беклемишев сделал следующий вывод: "...можно заключить, что при крайне неблагоприятных условиях, [таких] как отсутствие кредита и недоверчивое отношение к подводному плаванию, достигнуты следующие результаты:
1)   постройка лодок в 300 и 600 т водоизмещения по русским чертежам и на русских заводах;
2)   производство всех деталей, механизмов и аккумуляторов в России;
3)   группировка лодок на дивизионы по всем морям со своими плавучими базами и средствами;
4)   развитие моторного дела опять же в России с тяжелыми углеводородами, и, наконец:
5)   признание за лодками серьезного значения не только морскими кругами, но и законодательными учреждениями
".

В результате проведения конкурсов была разработана и документация, определяющая отношения между заказчиком и проектировщиком. В конце 1911 г., исходя из опыта проектирования подводных лодок, кораблестроительный отдел ГУК, совместно с отделом подводного плавания разработал в соответствии с "Положением о порядке составления и утверждения проектов кораблей" "Список общих чертежей, расчетов и спецификаций, представляемых заводами при полном проекте подводной лодки". Список утвердил морской министр И.К. Григорович.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz