Лодку вручную приводили в движение 4 матроса, с помощью рукояток, вращавших валы на которые были насажены особые гребки (весла -лопатки). Гребки были устроены по принципу утиных лапок: при холостом движении вперед они складывались для уменьшения сопротивления, а при рабочем движении назад раскрывались. Изменение угла качания гребков позволяло лодке всплывать или погружаться. Для управления движением в горизонтальной плоскости был установлен вертикальный руль в виде рыбьего хвоста. Скорость лодки была незначительной: проектная - 2,1 км/ч, фактическая на испытаниях - 0,7 км/ч. Для хода в надводном положении предусматривалась съемная мачта с парусом.
Вооружение состояло из пороховой мины весом 16 кг, подвешенной к штоку гарпуна, установленного на 2 м бушприте, и двух трехтрубных ракетных станков. Угол возвышения станков мог меняться изнутри лодки. Взрыв мины и запуск ракет производились с помощью электрического тока от гальванической батареи.
Для перевозки своих лодок водным путем Шильдер разработал проект плавучей базы в виде понтона, которая буксировалась вместе с лодкой к месту ее действия. Применение специальной плавучей базы-матки для перевозки подводной лодки также было предложено Шильдером впервые в мире. База была вооружена тремя ракетными станками той же конструкции, что и на самой лодке. Для буксировки предназначались "особые пароходы №1 и №2" Пароход №1 (не был достроен) имел длину 15 м, ширину 2,5 м и мощность паровой машины 10 л.с. Корпус - деревянный, но палуба облицовывалась листами 10 мм железа. Пароходы имели артиллерийское и ракетное вооружение. Кроме того, на пароходе №1 размещались 24 "металлические цилиндрические мины с пристроем", позволявшем сбрасывать в воду гирлянду из мин. Мины соединялись с корабельной "вольтовой батареей", либо со специальным береговым постом. Пароход №2 назывался "Отважность" и при мощности паровой машины 51,5 л.с, весь изготовлялся из железа.
Шильдер разработал еще два проекта подводных лодок: большой подводной лодки - для действий на значительном удалении от рейда и малой лодки - для уничтожения мостов на реках. Проект большой подводной лодки осуществлен не был, а малая лодка была построена на Александровском заводе, но сведения об ее испытаниях отсутствуют.
Подводная лодка К.А. Шильдера "6ольшого объема" 1834 года (реконструкция):
1 - пакет из восьми 4-дюймовых ракетных двигателей для зарядов 40 фунтов пороха; 2 - носовой водопроток; 3 - кормовой водопроток; 4 - горизонтальные рули; 5 - ракетные станки для запуска пороховых ракет; 6 - проводка электрозапуска ракет; 7 - перископ; 8 - гребни
Понтон-матка для перевозки подводной лодки Шильдера
Состояние..................................построена
Проектант .....................К. А. Шильдер
Завод-строитель...........Александровский литейный завод, Санкт-Петербург
Время постройки, г.........................1834 г.
Основные ТТХ
Водоизмещение, т............................... 16.4
Длина, м ........................................около 6
Ширина, м................................около 2,25
Высота корпуса (без рубки), м.......... 1,85
Архитектурно-конструктивный тип .............................однокорпусная
Материал корпуса (толщина, мм)......... котельное железо (5)
Экипаж, чел........................................8-10
Вид движителя.............гребки с ручным приводом
Вооружение:
Пороховая мина, зажигательные и фугасные пороховые ракеты (6 ед.)
Средства наблюдения: ..............перископ
Подводная лодка В. Бауэра
Баварец по происхождению, Вильгельм Бауэр в 1850 г. построил свою первую подводную лодку Der Brandtauscher. Недостаточные знания конструктора (первоначально - токарь, затем в армии, кавалерист, потом - артиллерист) привели к неудаче - в 1851 г. ПЛ затонула в гавани г. Киль (впоследствии поднята и сейчас находится в музее). Экипаж спасся, выбросившись на поверхность с пузырем воздуха. Затем Бауэр предложил свое изобретение сначала Австрии, а после отказа - Великобритании. После неудачи в США, Бауэр в 1854 г. обратился к русскому правительству с предложением построить подводную лодку (по его терминологии "гипонавтический аппарат") и 24-х пушечный подводный корвет.
Первая подводная лодка В. Бауэра (внешний вид и внутреннее расположение. Морском музей г. Киль)