Строительство ПЛ осуществлялось по специальному Указу от 4 июля 1863 г. На строительство ПЛ было отпущено 140 тыс. руб. (Первоначальный проект ПЛ водоизмещением 1913 т, длиной более 50 м и мощностью ЭУ 400 л.с. должен был стоить 500 тыс. руб.) Лодка испытывалась в шести летних кампаниях и участвовала в смотре на Транзундском рейде (1869). Воздух для пневматических машин хранился в 200 чугунных баллонах под давлением 100 атм. (общий объем около 6 м3). Запас сжатого воздуха предполагалось пополнять компрессором с борта обеспечивающей канонерской лодки. Отработанный воздух поступал внутрь ПЛ, а его избыток отсасывался специальным компрессором в баллоны. Для пополнения запаса воздуха имелся специальный компрессор. Управление ВР осуществлялось из носовой рулевой рубки. Для управления по глубине в кормовой части были установлены ГР трапециевидной формы. Была предусмотрена специальная водолазная камера. Всплытие осуществлялось продуванием сжатым воздухом балластной цистерны (объем 11 м3). В качестве аварийно-спасательного средства использовались легкие понтоны (кожаные мешки), укрепленные в верхней части ПЛ и продуваемые сжатым воздухом из запаса ВВД ПЛ или корабля-спасателя. При плавании под водой отмечалась неустойчивость ПЛ в вертикальной плоскости. В 1871 г. проведены испытания прочности корпуса погружением ПЛ без экипажа. Погружение на 24 м корпус выдержал, на 30 м - корпус был раздавлен. ПЛ поднята в 1873 г. с помощью мягких понтонов, но ее восстановление было признано нецелесообразным в основном ввиду неспособности поддерживать постоянную глубину при ходе под водой и крайней ограниченности запаса движущей энергии. Разобрана на металл.
В 1865-1868 г.г. И.Ф. Александровский разработал проект "самодвижущегося Торпедо". Изготовлено и испытано в 1874 г. (длина 6,1 м, диаметр 610 мм, толщина обшивки около 3,2 мм, дальность 726,5 м; скорость при дальности 305м - 8 уз., конечная - 5 уз.). На испытаниях 1875 г. расчетная скорость 9-10 узлов на дальности около 185 м. В 1879 г. усовершенствованная торпеда достигла скорости 18 узлов.
В 1875 г. И.Ф.Александровский разработал проект полуподводного миноносца на базе ранее построенной ПЛ (водоизмещение 630 т, паровая машина в 700 инд. л.с, вооружение - шестовые и "самодвижущиеся мины"). В 1886 г. И.Ф. Александровский предложил полностью реконструировать ПЛ в корабль со следующими ТТХ: надводный ход 10-12 уз. (при запасе энергии для подводного плавания на 7 часов), дальность плавания 75-80 миль (мощность пневматической ЭУ 150 л.с, глубина погружения 20 м, экипаж 30-35 чел.). Вооружение ПЛ - 12 торпед.
Проектант..........И.Ф. Александровский
Завод-строитель з-д Карра и Макферсона (Балтийский завод)
Время постройки, г.................. 1864-1866
Число кораблей....................................... 1
Основные ТТХ
Водоизмещение, т:
- надводное........................................ 352
- подводное ....................................... 363
Длина, м ................................................ 33
Ширина, м.............................................4,0
Высота корпуса (без рубки), м............ 3,5
Запас плавучести, %..........................ок. 3
Архит.-конструкт. тип .... однокорпусная
Глубина погружения, м.......................24
Материал корпуса (толщина, мм).............. кованое листовое железо (9-12)
Время непрерывного пребывания под водой (фактич.) час...............до 16
Экипаж, чел...........................................23
Энергетическая установка:
- тип....... поршневая пневматическая
- число х общая мощность (проектн.) двигателей, л.с...................... 2 х 234
-число гребных валов.......................2
Скорость хода (проектн./фактич.), уз.:
- подводная....................................6/3,5
- надводная......................... 6 (фактич.)
Дальность плавания под водой (проектн./фактич.), мили................. 18/9
Вооружение: - две мины с положит, плавучестью
Средства наблюдения: - смотровая рубка с иллюминаторами
![]() |
![]() |
Продольный разрез одною из первых вариантов подводной лодки И.Ф. Александровского | Внешний вид подводной лодки И.Ф. Александровского |
![]() |
![]() |
Подводная лодка И.Ф. Александровского | Теоретический чертеж подводной лодки И.Ф. Александровского |