Предыдущая Оглавление Следующая

Подводная лодка И.Ф. Александровского

Строительство ПЛ осуществлялось по специальному Указу от 4 июля 1863 г. На строительство ПЛ было отпущено 140 тыс. руб. (Первоначальный проект ПЛ водоизмещением 1913 т, длиной более 50 м и мощностью ЭУ 400 л.с. должен был стоить 500 тыс. руб.) Лодка испытывалась в шести летних кампаниях и участвовала в смотре на Транзундском рейде (1869). Воздух для пневматических машин хранился в 200 чугунных баллонах под давлением 100 атм. (общий объем около 6 м3). Запас сжатого воздуха предполагалось пополнять компрессором с борта обеспечивающей канонерской лодки. Отработанный воздух поступал внутрь ПЛ, а его избыток отсасывался специальным компрессором в баллоны. Для пополнения запаса воздуха имелся специальный компрессор. Управление ВР осуществлялось из носовой рулевой рубки. Для управления по глубине в кормовой части были установлены ГР трапециевидной формы. Была предусмотрена специальная водолазная камера. Всплытие осуществлялось продуванием сжатым воздухом балластной цистерны (объем 11 м3). В качестве аварийно-спасательного средства использовались легкие понтоны (кожаные мешки), укрепленные в верхней части ПЛ и продуваемые сжатым воздухом из запаса ВВД ПЛ или корабля-спасателя. При плавании под водой отмечалась неустойчивость ПЛ в вертикальной плоскости. В 1871 г. проведены испытания прочности корпуса погружением ПЛ без экипажа. Погружение на 24 м корпус выдержал, на 30 м - корпус был раздавлен. ПЛ поднята в 1873 г. с помощью мягких понтонов, но ее восстановление было признано нецелесообразным в основном ввиду неспособности поддерживать постоянную глубину при ходе под водой и крайней ограниченности запаса движущей энергии. Разобрана на металл.

В 1865-1868 г.г. И.Ф. Александровский разработал проект "самодвижущегося Торпедо". Изготовлено и испытано в 1874 г. (длина 6,1 м, диаметр 610 мм, толщина обшивки около 3,2 мм, дальность 726,5 м; скорость при дальности 305м - 8 уз., конечная - 5 уз.). На испытаниях 1875 г. расчетная скорость 9-10 узлов на дальности около 185 м. В 1879 г. усовершенствованная торпеда достигла скорости 18 узлов.

В 1875 г. И.Ф.Александровский разработал проект полуподводного миноносца на базе ранее построенной ПЛ (водоизмещение 630 т, паровая машина в 700 инд. л.с, вооружение - шестовые и "самодвижущиеся мины"). В 1886 г. И.Ф. Александровский предложил полностью реконструировать ПЛ в корабль со следующими ТТХ: надводный ход 10-12 уз. (при запасе энергии для подводного плавания на 7 часов), дальность плавания 75-80 миль (мощность пневматической ЭУ 150 л.с, глубина погружения 20 м, экипаж 30-35 чел.). Вооружение ПЛ - 12 торпед.

Проектант..........И.Ф. Александровский

Завод-строитель з-д Карра и Макферсона (Балтийский завод)

Время постройки, г.................. 1864-1866

Число кораблей....................................... 1

Основные ТТХ

 Водоизмещение, т:

-    надводное........................................ 352

-   подводное ....................................... 363

Длина, м ................................................ 33

Ширина, м.............................................4,0

Высота корпуса (без рубки), м............ 3,5

Запас плавучести, %..........................ок. 3

Архит.-конструкт. тип .... однокорпусная

Глубина погружения, м.......................24

Материал корпуса (толщина, мм).............. кованое листовое железо (9-12)

Время непрерывного пребывания под водой (фактич.)  час...............до 16

Экипаж, чел...........................................23

Энергетическая установка:

-   тип....... поршневая пневматическая

-    число х общая мощность (проектн.) двигателей, л.с...................... 2 х 234

-число гребных валов.......................2                                           

Скорость хода (проектн./фактич.), уз.:                                                                 

-       подводная....................................6/3,5

-       надводная......................... 6 (фактич.)                                               

Дальность плавания под водой      (проектн./фактич.), мили................. 18/9

    Вооружение:               - две мины с положит, плавучестью

      Средства наблюдения:  - смотровая рубка с иллюминаторами

RPL18026.jpg RPL18028.jpg
Продольный разрез одною из первых вариантов подводной лодки И.Ф. Александровского Внешний вид подводной лодки И.Ф. Александровского
RPL18027.jpg RPL18029.jpg
Подводная лодка И.Ф. Александровского Теоретический чертеж подводной лодки И.Ф. Александровского

Предыдущая Оглавление Следующая