Проектант ................................. О.Б. Герн
Завод-строитель...........Александровский (С. Петербург)
Время окончания постройки, г........ 1867
Число кораблей в серии.......................... 1
Основные ТТХ
Водоизмещение, т.................................. 25
Длина, м ............................................... 12
Ширина , м............................................... 2
Высота, м.................................................. 2
Запас плавучести, %.............................. 64
Архит.-конструкт, тип...... однокорпусн., с одной плоской и двумя сферическими водонепроницаемыми переборками и внутренними балластными цистернами
Энергетическая установка:
- тип...................... паропневматическая
- мощность установки, л.с................ 6,0
Дальность плавания под водой (по запасам сж. воздуха), мили........... 1,0 (по запасам топлива при комбинированном цикле ЭУ - 5 час.)
Вооружение:
Торпедное:
- торпеда конструкции О.Б. Герна
Средства наблюдения:
- иллюминаторы в выдвижной башне-поплавке
Чертеж подводной лодки №4 (1867 г.): а - продольный разрез; б - план
1 - проницаемая носовая оконечность - амортизатор; 2 - подводный якорь; 3 - балластная цистерна; 4 - кингстон балластной цистерны; 5 - ящик со спасательными поясами; 6 - кингстон носового отсека - шлюзовой камеры; 7 - люк для выхода водолаза; 8 - лебедка подводного якоря; 9 - лебедка кингстона балластной цистерны; 10 - лебедка кингстона носового отсека; 11 - воздушный насос; 12 - осушительная помпа; 13 - бак с натриевой известью; 14 - кислородные баллоны; 15 - уравнительная цистерна; 16 - выдвижная башня - поплавок с сальником; 17 - угольная яма; 18 - паровой котел; 19 - бачок жидкого топлива; 20 - двигатель; 21 - воздухохранитель; 22 - линия гребного вала; 23 - баллер вертикального руля; 24 - баллер горизонтального руля; 25 - вертикальный руль; 26 - горизонтальные рули; 27 - гребной винт
Подводная лодка С.К. Джевецкого (третья модель)
Первые серийные российские ПЛ строились по заказу Военно-инженерного ведомства для защиты приморских крепостей. Из построенных 50 ПЛ - 32 по железной дороге были отправлены в Севастополь, а 16 - оставлены в Кронштадте. ПЛ сняты с вооружения в 1886 г.
Разработка проекта ПЛ начата С.К. Джевецким в 1876 г. В августе 1878 на заводе Бланшарда (г. Одесса) была построена первая ПЛ (длина около 5 м, высота около 2 м, ручной привод, экипаж 1 чел., запас воздуха на 20 мин.). Лодка была испытана на Одесском рейде.
В 1879 г. на Невском заводе для Военного ведомства построена вторая ПЛ, испытанная на Гатчинском озере. На основе ПЛ 2-й модели была построена серия ПЛ (3-я модель), на которой, в частности, впервые была применена система регенерации воздуха.
В 1883 г. С.К. Джевецкий предложил проект реконструкции ПЛ в "минные лодки", оснащенные "выкидными" торпедными аппаратами, водометным движителем с приводом от электродвигателя, работающим от АБ.
В 1883-1884 г.г. было реконструировано две ПЛ. Мощность электродвигателя 1 л.с. На одной ПЛ (4-я модель) вместо поворотного винта был установлен вертикальный руль. Экипаж 2 чел. Достигнута скорость под водой 4 узла.
Вторая ПЛ (5-я модель) была оснащена водометным движителем, достигнута скорость около 3 узлов. С помощью этого движителя, оснащенного клапанами и поворотными насадками, производились повороты, развороты на обратный курс (в т.ч. на месте); можно было обеспечивать удержание лодкой заданной глубины погружения. В аварийных случаях водометный движитель мог использоваться в качестве мощного водоотливного средства.
![]() |
![]() |
Подводная лодка С.К. Джевецкого ( первая модель) | Подводная лодка С.К. Джевецкого (третья модель) |