Предыдущая Оглавление Следующая

Проект "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого

Первоначальный проект "водобронного" миноносца, представленного С.К. Джевецким, рассматривался Морским Техническим Комитетом (МТК) 24 февраля 1898 г. Согласно проекту "водобронный" миноносец должен был иметь 3 палубы: главную (водонепроницаемую) и 2 легких, промежуток между которыми должен был заполняться пробкой. Все механизмы размещались под главной палубой, а дымовые трубы, "сходные" и вентиляционные шахты защищались броней. Корпус под главной палубой разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков. Водоизмещение (надводное/"водобронное") 300/325 т, главные размерения: 46,8 х 5,06 х 3,4/5,4 м, высота надводного борта 2/0,45 м, скорость хода 25/20 узлов, мощность машин (турбин Парсонса) - 4500 л.с, котлы с нефтяным отоплением системы Дю-Тампля паропроизводительностью 40 т/час. Предполагаемое вооружение 4 ТА и 1 х 47-мм пушка Гочкиса. Толщина броневой защиты 25 мм, объем пробки - 60 м3 .Объем балластной воды 25 т. Для осушения предусматривались два водоотливных турбонасоса производительностью по 600 т/час.

В конце 1898 г. - начале 1899 г. в опытовом бассейне Морского ведомства были проведены испытания модели миноносца по "определению сопротивления при нормальном и загруженном состоянии" (осадка корабля 2,8 м и 4,8 м соответственно).

К 1 марта 1899 г. С.К. Джевецким был представлен подробный проект корабля. В процессе рассмотрения проекта отделами МТК был высказан ряд замечаний, в частности, Минный отдел (отзыв от 20 мая 1900 г.) потребовал установки 8 ТА и 8 запасных торпед (в 500-кг водонепроницаемых ящиках на ВП). К апрелю 1901 г. эти требования снижены до 4 ТА. Усиленное до 2 х 47-мм и 2 х 37-мм пушек артиллерийское вооружение признавалось недостаточным.

В 1901 г. МТК принято решение о строительстве кессона («вырезок средней части миноносца, но без соблюдения формы днища») для оценки живучести предложенной конструкции. Кессон размерами 7,5 х 5,2 х 3,6 м был построен на Адмиралтейском заводе под наблюдением корабельного инженера Э.Е.Гуляева.

Опыты (июль-август 1902 г.) выявили высокую живучесть конструкции при разрывах 75-мм и 152-мм снарядов в межпалубном пространстве. При принудительном подрыве 120-мм снаряда внутри кессона образовалась пробоина треугольной формы 60 х 50 х 40 мм, значительные повреждения получили переборки и палубы, отсек затонул. В 1903 г. отсек был подвергнут еще двум сериям испытаний для выяснения условий проникновения снарядов, определения влияния воздушной подушки на целостность корпуса при взрывах и степени разрушения от взрывов 152-мм снарядов в «водяной броне». По заключению комиссии снаряды проникали в воду на глубину не более 30 см., борт и главная палуба кессона оставались невредимыми.

С учетом результатов этих испытаний и испытаний турбин Рато во Франции, 7 декабря 1904 г. МТК признал желательной постройку миноносца, в качестве завода-строителя предложен Металлический завод в С.Петербурге. При этом С.К. Джевецким предложено увеличить водоизмещение до 560 т, с увеличением количества ТА до 8, а артиллерии до 5-6 х 57-мм орудий. Скорость надводного хода - 26 узлов. В апреле 1905 г. было получено разрешение на строительство по проектам Джевецкого "водобронного миноносца" и ПЛ с единым двигателем "Почтовый". Средства (небюджетные) для строительства нашлись только для ПЛ.

RPL18041.jpg RPL18042.jpg
Принципиальная схема опытового отсека "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого:

1 - шахта с трапом; 2 - пробковый поплавок; 3 - главная палуба

Продольный разрез и сечение "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого 1893 года:

1 - балластные цистерны; 2 - объем, заполненный пробковой массой; 3 - герметичные люки; 4 -бронированная рубка; 5 - вентиляционная труба; 6 - дымовая труба; 7- торпеда в аппарате; 8 -паровой котел; 9 - паровая машина; 10 - жилые помещения (в погруженном положении); 11 - главная палуба

RPL18043.jpg RPL18044.jpg
"Водобронный" миноносец С.М. Джевецкого (вариант) Схема "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого (вариант 1905 года):

1 - пушка; 2 - прожектор; 3 - бортовые ниши откидных минных (торпедных) аппаратов

Окончательный вариант эскизного проекта "водобронного миноносца" был представлен в МТК 13 июля 1906 г. Несмотря на предложения Металлического завода принять на себя постройку миноносца, было решено провести новые опыты, учитывающие увеличение заряда снарядов в 4 раза. 25 октября 1908 г. новый кессон был спущен на воду, а в 1910 г. Морской Генеральный Штаб принял решение, что "надобности в водобронном миноносце г. Джевецкого не встречается".

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz