Проект "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого
Первоначальный проект "водобронного" миноносца, представленного С.К. Джевецким, рассматривался Морским Техническим Комитетом (МТК) 24 февраля 1898 г. Согласно проекту "водобронный" миноносец должен был иметь 3 палубы: главную (водонепроницаемую) и 2 легких, промежуток между которыми должен был заполняться пробкой. Все механизмы размещались под главной палубой, а дымовые трубы, "сходные" и вентиляционные шахты защищались броней. Корпус под главной палубой разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков. Водоизмещение (надводное/"водобронное") 300/325 т, главные размерения: 46,8 х 5,06 х 3,4/5,4 м, высота надводного борта 2/0,45 м, скорость хода 25/20 узлов, мощность машин (турбин Парсонса) - 4500 л.с, котлы с нефтяным отоплением системы Дю-Тампля паропроизводительностью 40 т/час. Предполагаемое вооружение 4 ТА и 1 х 47-мм пушка Гочкиса. Толщина броневой защиты 25 мм, объем пробки - 60 м3 .Объем балластной воды 25 т. Для осушения предусматривались два водоотливных турбонасоса производительностью по 600 т/час.
В конце 1898 г. - начале 1899 г. в опытовом бассейне Морского ведомства были проведены испытания модели миноносца по "определению сопротивления при нормальном и загруженном состоянии" (осадка корабля 2,8 м и 4,8 м соответственно).
К 1 марта 1899 г. С.К. Джевецким был представлен подробный проект корабля. В процессе рассмотрения проекта отделами МТК был высказан ряд замечаний, в частности, Минный отдел (отзыв от 20 мая 1900 г.) потребовал установки 8 ТА и 8 запасных торпед (в 500-кг водонепроницаемых ящиках на ВП). К апрелю 1901 г. эти требования снижены до 4 ТА. Усиленное до 2 х 47-мм и 2 х 37-мм пушек артиллерийское вооружение признавалось недостаточным.
В 1901 г. МТК принято решение о строительстве кессона («вырезок средней части миноносца, но без соблюдения формы днища») для оценки живучести предложенной конструкции. Кессон размерами 7,5 х 5,2 х 3,6 м был построен на Адмиралтейском заводе под наблюдением корабельного инженера Э.Е.Гуляева.
Опыты (июль-август 1902 г.) выявили высокую живучесть конструкции при разрывах 75-мм и 152-мм снарядов в межпалубном пространстве. При принудительном подрыве 120-мм снаряда внутри кессона образовалась пробоина треугольной формы 60 х 50 х 40 мм, значительные повреждения получили переборки и палубы, отсек затонул. В 1903 г. отсек был подвергнут еще двум сериям испытаний для выяснения условий проникновения снарядов, определения влияния воздушной подушки на целостность корпуса при взрывах и степени разрушения от взрывов 152-мм снарядов в «водяной броне». По заключению комиссии снаряды проникали в воду на глубину не более 30 см., борт и главная палуба кессона оставались невредимыми.
С учетом результатов этих испытаний и испытаний турбин Рато во Франции, 7 декабря 1904 г. МТК признал желательной постройку миноносца, в качестве завода-строителя предложен Металлический завод в С.Петербурге. При этом С.К. Джевецким предложено увеличить водоизмещение до 560 т, с увеличением количества ТА до 8, а артиллерии до 5-6 х 57-мм орудий. Скорость надводного хода - 26 узлов. В апреле 1905 г. было получено разрешение на строительство по проектам Джевецкого "водобронного миноносца" и ПЛ с единым двигателем "Почтовый". Средства (небюджетные) для строительства нашлись только для ПЛ.
![]() |
![]() |
Принципиальная схема опытового отсека "водобронного"
миноносца С.К. Джевецкого: 1 - шахта с трапом; 2 - пробковый поплавок; 3 - главная палуба |
Продольный разрез и сечение "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого 1893 года: 1 - балластные цистерны; 2 - объем, заполненный пробковой массой; 3 - герметичные люки; 4 -бронированная рубка; 5 - вентиляционная труба; 6 - дымовая труба; 7- торпеда в аппарате; 8 -паровой котел; 9 - паровая машина; 10 - жилые помещения (в погруженном положении); 11 - главная палуба |
![]() |
![]() |
"Водобронный" миноносец С.М. Джевецкого (вариант) | Схема "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого (вариант 1905 года): 1 - пушка; 2 - прожектор; 3 - бортовые ниши откидных минных (торпедных) аппаратов |
Окончательный вариант эскизного проекта "водобронного миноносца" был представлен в МТК 13 июля 1906 г. Несмотря на предложения Металлического завода принять на себя постройку миноносца, было решено провести новые опыты, учитывающие увеличение заряда снарядов в 4 раза. 25 октября 1908 г. новый кессон был спущен на воду, а в 1910 г. Морской Генеральный Штаб принял решение, что "надобности в водобронном миноносце г. Джевецкого не встречается".