Подводный миноносец лейтенанта Е.В. Колбасьева (разборная ПЛ "Петр Кошка")
ПЛ "Петр Кошка" - первая торпедная ПЛ, зачисленная в состав Русского флота. Предназначалась для "подвижных минных батарей Порт-Артура" (По воспоминаниям А.Н. Крылова планировалось также использовать ее в Персидском заливе в случае конфликта с Англией).
Из соображений секретности и для удобства транспортировки ПЛ была разборной и состояла из 9 секций, соединявшихся на болтах. Н.Н. Кутейниковым при постройке ПЛ был применен специальный метод сборки, из расчета, чтобы вес наибольшей неразборной части не превышал 1,6 т, а время сборки и разборки было не более 6 часов. Непотопляемость обеспечивалась заполнением части объема пробковой массой. В трех носовых и трех кормовых секциях размещались механизмы управления ГР, балластные цистерны и АБ весом 4 т.
Вооружение - два ТА в ДП в носу и в корме. Совкообразные ТА отличались малой надежностью и дважды отказывали при испытаниях в 1903 г.
Проектанты.................... Е.В. Колбасьев, Н.Н. Кутейников
Завод-строитель..............Кронштадтское отделение Балтийского завода
Срок вступления в строй, г..... 1902-1903
Число кораблей в серии.......................... 1
Основные ТТХ Водоизмещение, т:
- надводное.......................................... 20
- подводное .........................................20
Длина, м ............................................ 15,2
Ширина , м.......................................... 1,27
Глубина погружения, м .................. ок. 20
Энергетическая установка:
- тип................................. электрическая
- число х мощность электродвигателей, л.с................. 6x4
- тип АБ...........................................Бари
- число гребных валов..6 (под углом 20 град. к диаметр, плоскости)
Скорость хода, уз.:
- надводная........................................ 8,6
- подводная ....................................... 6,0
Дальность плавания
подводой, мили..................................... 15
Вооружение: Торпедное:
- число х калибр ТА, мм.............2 х 380
- общее число торпед........................... 2
![]() |
![]() |
Эскизный проект подводной лодки "Петр
Кошка" 1 - горизонтальный руль; 2 - мина Уайтхеда; 3 - боевая рубка; 4 - аккумуляторы; 5 - электромотор; 6 - вертикальный руль; 7 - торпедный аппарат; 8 - гребной винт; 9 - соединительные болты секций |
Схема подводной лодки "Петр Кошка" |
Подводная лодка "Петр Кошка'
Подводная лодка "Дельфин" (миноносец №113)
Первая русская боевая подводная лодка. Спроектирована Комиссией для проектирования подводных судов Морского ведомства, образованной 19 декабря 1900 г., в составе: ст. помощника судостроителя И.Г. Бубнова, ст. инженера-механика И.Г. Горюнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева.
5 июля 1901 г. был утвержден разработанный комиссией проект "Миноносца №113". 9 июля 1901 г. Балтийскому заводу передан заказ на строительство, в марте 1902 г. ПЛ зачислена в состав флота как "Миноносец № 150", в мае 1903 г. спущена на воду, 14 октября 1903 г. закончила испытания. Общая стоимость лодки составила 388 тыс. рублей. Название "Дельфин" присвоено 5 июня 1904 г.
По результатам испытаний 1903 г., выявившим неудовлетворительную управляемость в подводном положении на скорости хода более 5 узлов, увеличена площадь ГР и изменена форма надстройки. Время перехода в подводное положение около 15 мин., после установки насоса для понижения давления воздуха в ЦГБ - около 12 мин. Составляющие нагрузки в % от водоизмещения: стальной корпус - 27,7; деревянная обшивка - 10,9; дельные вещи - 10,2; механизмы - 14,0; аккумуляторы - 20,4; команда, провизия - 1,4; запас водоизмещения - 10,7.
Подводная лодка "Дельфин"