Подводная лодка типа "Касатка" (Подводный миноносец водоизмещением 140 т)
Первая серия ПЛ так называемого "русского типа". 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей ПЛ, 20 декабря 1903 г. Морской Технический Комитет одобрил проект. 2 января и 12 февраля 1904 г. Балтийскому заводу были выданы заказы соответственно на постройку головной ПЛ - "Касатка", а затем на постройку еще 4 ПЛ этого типа - "Скат", "Налим", "Макрель" и "Окунь". 24 марта 1904 г. - заказ на ПЛ, строившуюся на средства, собранные "Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования". Эта ПЛ получила название "Фельдмаршал граф Шереметьев".
"Касатка" была спущена 24 июля 1904 г., остальные в течение августа - "Ф. гр. Шереметьев" - 8-го, "Макрель" -14-го, "Скат" - 21-го, "Налим" - 26-го и "Окунь" - 31-го.
Составляющие нагрузки в % от водоизмещения: стальной корпус - 33,8; деревянная обшивка - 9,9; механизмы - 21,0; АБ - 16,4; дельные вещи - 10,7; запас бензина - 3,4; команда и провизия - 1,4; запас водоизмещения - 3,4%. Метацентрическая высота (проектная): в надводном положении 0,20 м; в подводном 0,18 м.
ЭУ - трехвальная, бензомоторы по 400 л.с, должна была работать на бортовые валы; электромотор для надводного и подводного ходов (мощность 120 л.с. при 125 об/мин) - на средний вал. Зарядка АБ должна была осуществляться с помощью специальной динамо-машины с приводом от бензомотора 40-60 л.с. Перископы размещены в носовой и средней рубках, причем перископ в средней рубке был оснащен дальномером. Корпус в средней части обшивали деревом и покрывали оцинкованным железом. ЦГБ должны были заполниться и осушаться помпами. Предусматривалась и продувка сжатым воздухом (запас - ок. 1,0 м3 при давлении 100 атм.).
В связи с задержкой поставки главных моторов, испытания "Касатки" проводились только с работающим средним гребным валом, на который с помощью передаточных муфт в подводном положении передавалось усилие электромотора, а бензомотора в надводном положении на винт и (или) на зарядку АБ. Для устранения "проваливания кормой" на "Касатке" была установлена кормовая рубка-поплавок и увеличена площадь ГР. Отсутствие рубки-мостика над средним входным люком отрицательно сказывалось на мореходности. Выявлены также малая вертикальная устойчивость под водой, трудность управления ВР, большое время погружения (4-5 мин) 2-4 ноября 1904 г. 4 ПЛ (кроме "Макрели" и "Окуня") были отправлены во Владивосток. После окончания Русско-японской войны на них были установлены средние рубки-мостики, при этом носовая рубка и рубка-поплавок в корме были демонтированы. ЭУ этих ПЛ были одновальными и состояли из двух бензомоторов "Панар" по 60 л.с, работающих на динамо-машины, и электромотора мощностью 100 л.с. Емкость АБ от 3000 до 3600 А*час. Скорости надводные: полная - 8,2-9 узлов, экономическая - 6,5 узлов, подводные соответственно 5,5 - 6,0 и 4 узла. Дальность плавания надводная 700 миль (при 6,5 узлах); подводная - 12,5 миль (при 6 узлах) и 46 миль (при 4 узлах).
![]() |
|
Подводная лодка "Окунь" типа "Касатка" | |
![]() |
![]() |
Подводная лодка "Налим" типа "Касатка" | Подводная лодка "Касатка" по первоначальному проекту и по проекту модернизации |
![]() |
|
Перевозка подводных лодок по железной дороге |
На ПЛ "Макрель" и "Окунь" к осени 1905 г. установили среднюю рубку, увеличили площадь ГР. Установили два бензомотора по 400 л.с. (на бортовые валы), обеспечившие надводную скорость 11,5 узлов. В 1911 г. эти моторы заменили дизелем в 120 л.с. фирмы "Л.Нобель" с динамо-машиной. Бортовые дейдвуды заглушили. Дизель-генератор стоял на левом борту, на правом борту положили дополнительный балласт, а для сохранения остойчивости установили дополнительные кили весом по 4 т.