Предыдущая Оглавление Следующая

Подводные лодки типа "Сом" (проект "Голланд-7р")

Головная ПЛ проекта "Голланд-7р" - "Фультон" была построена в 1901 г. 12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в С.Петербурге подписало с американской фирмой "Голланд Торпедо Боут Компани", принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России. 10 февраля 1904 г., рассмотрев предложения Невского завода, МТК решил приобрести 1-2 ПЛ проекта «Голланд-7р». В связи с началом Русско-японской войны, 27 февраля 1904 г. заказ был увеличен до 5 единиц со сроком сдачи в августе-сентябре 1904 г.

ПЛ "Фультон" была приобретена Невским заводом в апреле 1904 г. за 500 тыс. руб., перевезена в Россию, собрана и прошла испытания, 31 мая 1904 г. приказом по Морскому ведомству названа "Сом". 11 ноября 1904 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где была включена в состав отдельного отряда миноносцев - первого соединения ПЛ Русского флота.

10 мая 1904 г. на Невском заводе началась постройка ПЛ "Щука", "Пескарь", "Лосось", "Стерлядь" и "Белуга". Головная ПЛ "Щука" была сдана флоту 17 июля 1905 г. и отправлена во Владивосток. В ноябре 1907 г. принимала участие в опытах по плаванию подо льдом. Остальные ПЛ сданы флоту в 1906 г. С началом Первой мировой войны ПЛ "Сом" и "Щука" были перевезены по железной дороге сначала на Черное море, а затем на Балтийское.

Шестая ПЛ "Судак" построена Невским заводом в инициативном порядке и сдана флоту в 1907 г. В отличие от ПЛ по проектам И.Г.Бубнова, все балластные цистерны на ПЛ проекта «Голланд-7р» были сосредоточены в ПК, что позволяло продувать их даже на предельной глубине. Составляющие нагрузки в % от водоизмещения: корпус 42,9, вооружение 5,2, механизмы 11,7, электрооборудование и АБ 26,1, топливо 1,8, снабжение и дельные вещи 1,6, твердый балласт 2,1.

Все ПЛ типа "Голланд-7р", находившиеся в составе Балтийского флота, с началом войны были вооружены 37-мм орудием.

В процессе освоения ПЛ перископы Фосса заменены на более эффективные перископы системы Герца. Надстройка ПЛ "Сом" зимой 1908-1909 гг. переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.

23 октября 1909 г. Главное Управление кораблестроения и снабжений по результатам конкурса выдало заказ фирме "Л. Нобель" (С.Петербург) на изготовление 5 дизелей мощностью 160 л.с. и весом 3,3 т для замены бензомоторов, обладавших повышенной взрывопожароопасностью. Из-за чрезмерного облегчения дизели были ненадежными. На ПЛ "Белуга" был установлен керосиновый мотор фирмы Кертинг.

ПЛ "Сом" погибла 25 июля 1916 г. ПЛ "Белуга", "Пескарь", "Стерлядь" и "Щука" в 1918 г. захвачены в Ревеле немецкими войсками и вывезены в Германию для разделки на металл.

"Судак" и "Лосось", находившиеся в составе Черноморского флота, затоплены 26 апреля 1919 г. англо-французскими войсками. Подняты в 1932 г. для разделки на металл.

RPL18062.jpg  
Подводная лодка "Щука" типа "Сом"  
RPL18063.jpg  
Подводная лодка типа "Сом"  
RPL18064.jpg RPL18065.jpg
Подводная лодка "Пескарь" типа "Сом" Подводная лодка типа "Сом"

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz