Подводные лодки типа "Сом" (проект "Голланд-7р")
Головная ПЛ проекта "Голланд-7р" - "Фультон" была построена в 1901 г. 12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в С.Петербурге подписало с американской фирмой "Голланд Торпедо Боут Компани", принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России. 10 февраля 1904 г., рассмотрев предложения Невского завода, МТК решил приобрести 1-2 ПЛ проекта «Голланд-7р». В связи с началом Русско-японской войны, 27 февраля 1904 г. заказ был увеличен до 5 единиц со сроком сдачи в августе-сентябре 1904 г.
ПЛ "Фультон" была приобретена Невским заводом в апреле 1904 г. за 500 тыс. руб., перевезена в Россию, собрана и прошла испытания, 31 мая 1904 г. приказом по Морскому ведомству названа "Сом". 11 ноября 1904 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где была включена в состав отдельного отряда миноносцев - первого соединения ПЛ Русского флота.
10 мая 1904 г. на Невском заводе началась постройка ПЛ "Щука", "Пескарь", "Лосось", "Стерлядь" и "Белуга". Головная ПЛ "Щука" была сдана флоту 17 июля 1905 г. и отправлена во Владивосток. В ноябре 1907 г. принимала участие в опытах по плаванию подо льдом. Остальные ПЛ сданы флоту в 1906 г. С началом Первой мировой войны ПЛ "Сом" и "Щука" были перевезены по железной дороге сначала на Черное море, а затем на Балтийское.
Шестая ПЛ "Судак" построена Невским заводом в инициативном порядке и сдана флоту в 1907 г. В отличие от ПЛ по проектам И.Г.Бубнова, все балластные цистерны на ПЛ проекта «Голланд-7р» были сосредоточены в ПК, что позволяло продувать их даже на предельной глубине. Составляющие нагрузки в % от водоизмещения: корпус 42,9, вооружение 5,2, механизмы 11,7, электрооборудование и АБ 26,1, топливо 1,8, снабжение и дельные вещи 1,6, твердый балласт 2,1.
Все ПЛ типа "Голланд-7р", находившиеся в составе Балтийского флота, с началом войны были вооружены 37-мм орудием.
В процессе освоения ПЛ перископы Фосса заменены на более эффективные перископы системы Герца. Надстройка ПЛ "Сом" зимой 1908-1909 гг. переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.
23 октября 1909 г. Главное Управление кораблестроения и снабжений по результатам конкурса выдало заказ фирме "Л. Нобель" (С.Петербург) на изготовление 5 дизелей мощностью 160 л.с. и весом 3,3 т для замены бензомоторов, обладавших повышенной взрывопожароопасностью. Из-за чрезмерного облегчения дизели были ненадежными. На ПЛ "Белуга" был установлен керосиновый мотор фирмы Кертинг.
ПЛ "Сом" погибла 25 июля 1916 г. ПЛ "Белуга", "Пескарь", "Стерлядь" и "Щука" в 1918 г. захвачены в Ревеле немецкими войсками и вывезены в Германию для разделки на металл.
"Судак" и "Лосось", находившиеся в составе Черноморского флота, затоплены 26 апреля 1919 г. англо-французскими войсками. Подняты в 1932 г. для разделки на металл.
![]() |
|
Подводная лодка "Щука" типа "Сом" | |
![]() |
|
Подводная лодка типа "Сом" | |
![]() |
![]() |
Подводная лодка "Пескарь" типа "Сом" | Подводная лодка типа "Сом" |