Предыдущая Оглавление Следующая

Подводные лодки типа "Кайман"

Первая ПЛ конструкции С. Лэка (США) "Протектор" (в Русском флоте - "Осетр") водоизмещением 137/174 т была приобретена Морским министерством в 1904 г.

Одновременно фирме "Лэк Торпедо Боут" был выдан заказ на строительство еще 5 ПЛ по несколько измененному проекту (153/187 т, бензомоторы 2 х 120 л.с, электромоторы 2 х 65 л.с, скорость хода (надводного/подводного) 8,0/4.0 узла, глубина погружения 30,5 м. дальность плавания 250/17 миль, 2 носовых и 1 кормовой трубчатых ТА и 2 запасных торпеды в носу). В декабре 1908 г. одна из ПЛ этого типа - "Кефаль" в течение 1 часа 32 мин. ходила под ледяным полем, пробив при всплытии лед.

В сентябре 1904 г. европейский отдел компании С. Лэка предложил правительству России построить 10 "лодок-крейсеров надводным водоизмещением около 400 т, со скоростями хода 16/7,0 узлов, надводной дальностью плавания 400 миль (8 узлов) с 4 трубчатыми ТА и 2 х 47-мм орудиями. 15 февраля 1905 г. спецификация ПЛ была рассмотрена и утверждена минным отделением Морского Технического Комитета, а 1 апреля 1905 г. Главное Управление Кораблестроения заключил с фирмой С. Лэка контракт на постройку 4 ПЛ на общую сумму 2 млн. долларов, со сроком сдачи головной ПЛ - апрель 1906 г., остальных - в течение следующих 3 месяцев. Рабочая документация разрабатывалась конструкторским бюро фирмы в Берлине (Германия), механизмы и оборудование доставлялись из США и других стран. Для строительства корпусов из российских материалов фирма заключила контракт с фирмой "В. Крейтон и Ко" на постройку 4 корпусов за 520 тыс. рублей со сдачей 1-го не позднее 10 ноября 1905 г. Достройку должна была осуществлять сама фирма С. Лэка.

В конструктивном отношении "лодки-крейсера" имели все особенности ПЛ С. Лэка: однокорпусная конструкция, система внутренних и наружных балластных цистерн, деревянные надстройки, камера для выхода водолазов, выдвижные колеса для движения по грунту. Кроме кормовых ГР в средней части ПЛ были установлены "гидропланы" - бортовые ГР, нейтрализующие остаточную плавучесть ПЛ. Обе пары ГР были связаны между собой. Пеналы запасных торпед должны были размещаться в надстройке, 47-мм орудия - в рубке, водолазное отделение - в носовой оконечности. Кроме внутренних балластных цистерн, роль балластных цистерн должны были выполнять носовая и кормовая части надстройки. В корпусе были расположены две дифферентные (в оконечностях) и средняя цистерна, а также кольцевые, образуемые двумя стенками рубки.

Первая ПЛ была заложена 16 сентября 1905 г. В июле 1907 г. ПЛ присвоены названия "Кайман" (головная), " Аллигатор", "Дракон" и "Крокодил". Спущены на воду: "Кайман" - 28 ноября 1907, "Аллигатор", "Дракон" и "Крокодил" соответственно 3 мая, 14 июня и 26 августа 1908 г. Зачислены в состав флота в июле-августе 1911 г. 9 октября 1909 г. компания С. Лэка отстранилась от достройки.

 

RPL18069.jpg RPL18070.jpg
Первоначальный проект подводной лодки типа "Кайман" в 400 т Подводная лодка типа "Кайман"
RPL18071.jpg RPL18074.jpg
Подводная лодка "Крокодил" типа "Кайман" в период 1-ой мировой войны Схема заполнения балластных цистерн в надстройке
RPL18072.jpg RPL18073.jpg
Теоретический чертеж Теоретический чертеж (носовые шпангоуты)

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz