Проект малой подводной лодки для Балтийского моря (проект Балтийского заводя, вариант 1)
ЭУ - "единый двигатель" - дизель, работающий по так называемой "системе инженера Дель Пропосто", сходной с системой С.К. Джевецкого , внедренной в это время на ПЛ "Почтовый" . Наибольшая скорость хода: подводная - 9 узлов, надводная - 10 узлов. Дальность плавания под водой - 40 миль при скорости 8 узлов и 30 миль - при 9 узлах. Вооружение - 3 ТА системы Джевецкого. Время погружения 3 мин. Заявленная продолжительность постройки - 20 месяцев. Цена за 1 т надводного водоизмещения - 3680 руб, подводного (включая плату по патенту на систему Дель Пропосто) - 2890 руб. По системе Дель Пропосто работа двигателя под водой должна была обеспечиваться запасом сжатого воздуха, хранимого в специальных "воздухохранителях". За счет тепла отработавших газов и специальной горелки воздух перед подачей в специально выделенные цилиндры дизеля сначала подогревался и увлажнялся, затем использовался в "воздушном" двигателе и выпускался внутрь лодки, повышая в ней давление до уровня безопасного для личного состава. Причем, для постоянной вентиляции выпуск воздуха проводился из одной оконечности, а всасывание в "теплый" двигатель из другой оконечности. Для этого предполагалось использовать часть цилиндров главных двигателей (на ПЛ "Почтовый" по системе С.К. Джевецкого для этого использовался специальный "воздушный двигатель"). Отработанные в "теплом" двигателе газы выпускались в специальный резервуар, а затем через невозвратный клапан в воду, когда давление в резервуаре становилось равным забортному. При этом давление выпускаемых газов и давление всасываемого воздуха должно было быть равным.
Проектант ............................ И.Г. Бубнов
Завод-строитель..............Кронштадтское отделение Балтийского завода
Время разраб. проекта, г......... 1908-1909
Основные ТТХ Водоизмещение, т:
- надводное........................................ 125
- подводное ....................................... 170
Длина, м ........................................... 32,89
Ширина корпуса, м............................2,79
Осадка, м.............................................2,44
Запас плавучести, %..............................36
Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн. с ЦГБ в оконечностях
Глубина погружен.(предельн.),м......91,5
Автономность, сут..................................4
Время непрерывного пребывания под водой, час.................. 16
Энергетическая установка:
- тип.................... дизель-электрическая
- число гребных валов.......................... 1
Скорость хода, уз.:
- наибольшая подводная....................8
- наибольшая надводная .................. 10
- экономическая надводная.................7
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- подводная .....................................35(8)
- надводная....................................500(7)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр, мм ...................................... 450
- число носовых трубчатых ТА..........2
- число кормовых трубчатых ТА ....... 1
Средства наблюдения.......... 2 перископа
Проект малой подводной лодки для Балтийского моря (проект Невского завода)
Проект малой подводной лодки Невского завода (Голланд)
Проект разработан в соответствии с заданием "Элементы малой ПЛ для Балтийского моря", подготовленным Морским Генеральным Штабом и утвержденным 1 декабря 1908 г.
Заявленные заводом продолжительность постройки и цена - 12 месяцев и 780 тыс. руб., в том числе цена за 1 т надводного водоизмещения - 6500 руб. и подводного - 4875 руб.
Время погружения - 3 мин.
Проектант ...............ф. "Голланд" (США)
Время разработки проекта, г.. 1908-1909 Основные ТТХ
Водоизмещение, т:
- надводное........................................ 120
- подводное ....................................... 160
Длина, м ............................................. 31,7
Ширина корпуса, м............................ 3,66
Осадка, м............................................. 2,44
Запас плавучести, %.............................. 33
Архит.-конструкт.тип.....однокорпусная с ЦГБ в ПК
Глубина погружен.(предельн.), м..... 91,5
Автономность, сут..................................4
Время непрерывного пребывания под водой, час.................. 16
Энергетическая установка:
- тип....................... ДВС-электрическая
Скорость хода, уз.:
- наибольшая подводная....................9
- наибольшая надводная .................. 11
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- подводная .....................................60(9)
- надводная..................................430(11)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм................................ 450
- число носовых трубчатых ТА..........2
- число кормовых трубчатых ТА ....... 1
- число палубных ТА (предусмотрено место) ......................2
Средства наблюдения:
- 1 перископ
Проект малой подводной лодки для Балтийского моря (проект Адмиралтейского Ижорского завода, вариант 1)
Проект разработан в соответствии с заданием "Элементы малой ПЛ для Балтийского моря", подготовленным Морским Генеральным Штабом и утвержденным 1 декабря 1908 г.
Заводом представлено два варианта, несколько отличавшиеся размерением, вооружением и экономическими характеристиками.
На конкурсе 7 марта 1909 г. проект ПЛ Ижорского завода наряду с проектом Балтийского завода был признал лучшим.
Для ПЛ по варианту 1 заявлены продолжительность постройки и цена ПЛ - 18 месяцев и 300 тыс. руб. Цена за 1 т надводного водоизмещения - 3300 руб. подводного - 2340 руб. Метацентрическая высота в надводном положении 0,15 м и 0,20 м в подводном. Предусмотрено 10 коек для команды.
ПЛ по варианту 2 должна была иметь водоизмещение 93,5/121 т, главные размерения 28,04 х 2,9 х 2,44 м, запас плавучести 30%, ЭУ - керосиновый ДВС надводного хода (150 л.с.) и электромотор (100 л.с.) для подводного хода, скорость полного хода 10,25 узла (надводного) и 8,25 (подводного), дальности плавания 700 миль (10,25 узла) и 35 миль (8,25 узла), метацентрическая высота в надводном положении 0,15 м и 0,20 м в подводном , время погружения 1,25 мин., 10 коек для личного состава.