Предыдущая Оглавление Следующая

Малая прибрежная подводная лодка "Минога"

Первая ПЛ с дизель-электрической ЭУ в русском флоте и в мире.

Проект разработан в соответствии с выводами Морского Генерального Штаба и Морского Технического Комитета (МТК) о необходимости иметь в составе флота как крейсерские ПЛ (водоизмещением около 350-400 т), так и прибрежные ПЛ (водоизмещением 100 - 150 т).

Проект ПЛ одобрен МТК 20 января 1905 г. Проект технических условий на постройку был представлен в МТК начальником Балтийского завода 30 октября 1906   г. и утвержден 7 декабря 1906 г. ПЛ заложена в сентябре 1906 г., спущена 11 октября 1908 г. вошла в строй 31 октября 1909 г.

ПЛ явилась дальнейшим развитием т.н. "русского типа" - с расположением ЦГБ и дифферентных цистерн вне прочного корпуса в легких оконечностях. Внутри ПК располагались две цистерны: "средняя" (№1) и "уравнительная" (№2). В отличие от ПЛ типа "Касатка", кроме ЦГБ в оконечностях имелись две (носовая и кормовая) палубные цистерны, заполнявшиеся самотеком через специальные шпигаты. При незаполненных палубных цистернах ПЛ могла ходить в позиционном положении при состоянии моря до 3-4 баллов. Характерной особенностью ПЛ была необходимость выполнения требований о перевозке ПЛ на специальном транспортере по железной дороге со снятой рубкой и без АБ ("Технические условия для постройки...", п. 30).

Два дизеля по 120 л.с. были установлены в одну линию и работали на один гребной вал. Между собой дизеля соединялись при помощи разобщительной фрикционной муфты. Кормовой дизель такой же муфтой соединялся с гребным электродвигателем, который в свою очередь соединялся с гребным валом с помощью кулачковой муфты. На гребной винт могли работать либо один электродвигатель (70 л.с.), либо кормовой дизель (120 л.с., 400 об/мин), либо 2 дизеля (240 л.с.). Такой состав ЭУ обусловил необходимость применения гребного винта (ГВ) регулируемого шага. Для зарядки АБ мог работать только кормовой дизель, он же работал на ГВ при средних ходах. Это приводило к более быстрому износу кормового дизеля.

Отсутствие заместительных цистерн привело к невозможности вести залповую стрельбу из двух ТА.

23 марта 1913 г. ПЛ затонула на глубине около 30 м. Поднята. Участвовала в Первой мировой войне. Зимой 1914-1915 гг. прошла ремонт. Осенью 1917 г. направлена на капремонт.

В 1918 г. переброшена на Волгу в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии, участвовала в Гражданской войне на Каспийском море (в составе Волжско-Каспийской военной флотилии с 31 июня 1919 г. и с 5 июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря). 21 ноября 1925 г. сдана для разборки на металл.

RPL18085.jpg

Малая (прибрежная) подводная лодка "Минога"

Проектант ......................... И.Г. Бубнов и М.Н. Беклемишев

Время разработки проекта, г........1905-1906

Завод-строитель.....................Балтийский (С. Петербург)

Число кораблей в серии......................... 1

Срок вступления в строй, г.............. 1909

Основные ТТХ Водоизмещение, т:

- надводное........................................ 123

- подводное ....................................... 152

Длина наибольшая, м....................... 32,6

Ширина корпуса, м............................2,75

Осадка средняя, м............................... 2,75

Запас плавучести, %............................... 24

Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн.  с ЦГБ в оконечностях

Глубина погружения, м ..................... 45,8

Материал корпуса (толщина, мм):

-              прочного ...............никелевая сталь(8)

-               наружного.............никелевая сталь(8)

-               рубки ............маломагнитная сталь(8)

Автономность, сут.................................. 3

Экипаж, чел............................................ 22

Энергетическая установка (проектная):

-              тип.................... дизель-электрическая

-               тип двигателей надводного хода..................дизели ф. "Л. Нобель"

-               число х мощность двигателей надводного хода, л.с.................2х 120

-               тип двигателей подводного хода.........электромотор ф. "Вольта"

-              число х мощность двигателей подводного хода, л.с...................1 х 70

-               число групп АБ х число элементов в группе...........2 х 33

-              число гребных валов.......................... 1

Скорость хода (проектн./фактич.), уз.:

-   наибольшая подводная............. 6/5,25

-  наибольшая надводная .............. 11/10

Дальность плавания, мили

(при скорости хода, уз.) :

-               подводная ............................90(4,5-5,0)

-               надводная.................................. 1000(8)

Вооружение:

Торпедное:

-               калибр ТА, мм................................ 450

-              число трубчатых носовых ТА ..........2

-              общее число торпед...........................4

Артиллерийское (с зимы 1914-1915 г.г):

-               число х калибр АУ, мм...............1 х 37

Средства наблюдения:

-             перископ системы Герца

-                клептоскоп (панорамный перископ)

-               переносной прожектор диаметром 45 см

RPL18086.jpg

Общее расположение малой (прибрежной) подводной лодки "Минога"

1 - свинцовый киль; 2 - двигатель Дизеля; 3 - гребной электродвигатель; 4 - центробежные помпы; 5 - упорный подшипник; 6 - кормовые горизонтальные рули; 7 - кормовая дифферентная цистерна; 8 - вертикальный руль; 9 - спасательный буй; 10 - газовыхлопной коллектор; 11 - шахта газоотвода; 12 - рубочный люк; 13 - боевая рубка; 14 - штурвал вертикального руля; 15 - носовое отделение; 16 - тросовая вьюшка; 17 - торпедные аппараты; 18 - носовая дифферентная цистерна; 19 - носовые горизонтальные рули; 20 - ограждение рулей; 21 - воздухохранители для торпедной стрельбы; 22 - аккумуляторы; 23 - воздухохранители для продувания цистерн; 24, 25 - носовая средняя цистерна; 26 - помещение для офицеров; 27 - топливные цистерны

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz