Подводная лодка с единым двигателем "Почтовый"
Проект ПЛ с единым двигателем был представлен С.К. Джевецким в Морское Министерство и одобрен в 1903 г. Особенность проекта в том, что для движения в надводном и подводном положении использовался один и тот же тепловой двигатель. Строительство ПЛ осуществлялось на средства "Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования". Поскольку большая часть средств на строительство данной ПЛ была собрана почтовыми работниками, она была названа "Почтовый". Заложена весной 1906 г, спущена осенью 1906 г., а уже 29 ноября 1906 г. начаты швартовые испытания. Окончание швартовых и ходовых испытаний - август 1908 г. Зачислена в списки флота 30 сентября 1908 г.
Подводная лодка системы Джевецкого: продольный разрез, план трюма, вид сверху и поперечные сечения (журнал "Гангут")
![]() |
![]() |
Схема предполагаемого размещения установки М.Н. Никольского для работы двигателя по замкнутому никну на подводной лодке "Почтовьпг" (журнал "Гангут"): 1 - глушитель; 2 - трубы для отвода отработанных газов в атмосферу; 3 - детандер; 4 - патрубок забора очищенных газов; 5 - дизельный двигатель; 6 - трубы для возврата отработанных газов; 7 - компрессор; 8 - вспомогательный дизельный двигатель; 9 - динамо-машина; 10 - система фильтров для очистки атмосферы отсека от вредных газов; 11 - электровентилятор; 12 - газовый насос; 13 - регулятор; 14 - смеситель; 15 - подкильная труба для отвода за борт избытка газов; 16 - баллоны с кислородом |
Схема энергетической установки подводной лодки "Почтовый"; 1 - детандер; 2 - баллон со сжатым воздухом; 3 - воздушный компрессор; 4 - вспомогательный двигатель; 5, 11 - бензомоторы; 6, 13 - разобщительные муфты; 7 - глушитель (в надстройке) ; 8 - подогреватель воздуха; 9 - передача; 10 - компрессор для сжатия воздуха; 12 - пневмодвигатель; 14 - распылитель |
Корабельный инженер И.А. Гаврилов в сентябре 1905 г. представил проект ПЛ надводным водоизмещением 148 т с единым двигателем-дизелем мощностью 375 л.с. В подводном положении для работы дизеля в отсек из баллонов подавался воздух, выхлопные газы поступали в специальную цистерну в корме, а затем через отверстия за борт. Предполагаемые скорости хода (надводная/подводная) - 13,5/ 7,5 узла. Вооружение: 1 носовой и 2 кормовых ТА. Поскольку проект был в принципе сходен с ПЛ "Почтовый", которая уже была принята к постройке, осуществление проекта инженера Гаврилова было признано нецелесообразным, по крайней мере до окончания испытаний ПЛ "Почтовый".
Весовая нагрузка ПЛ "Почтовый" при водоизмещении порожнем составила 118,2 т. в том числе корпус - 73,2 т, главные и вспомогательные механизмы с трубопроводами - 19,8 т, электрооборудование - 0,7 т. судовые устройства - 3,6 т, системы - 20,2 т, средства наблюдения -0,2 т, вооружение - 0,5 т, снабжение -0,1 т. Метацентрическая высота в надводном положении - 0,14 м, в подводном -0.35 м.
Поперечное сечение ПЛ - два полукруга, соединенные плоской переборкой. В кормовом отсеке - масляная цистерна (0.82 т), в носовом - бензиновая (2,5 т), центральный отсек - машинное отделение и помещение экипажа. Для управления ПЛ служили - ВР, 2 носовых (площадь 2,9 м2) и 2 кормовых ГР (2,2 м2), имелся кормовой стабилизатор, площадью 1,7 м2 (данные после переделок 1908 г.) Время погружения - около 7 мин. Число ТА в процессе эксплуатации было сокращено до 2. Для хранения сжатого до 200 кгс/см2 воздуха имелось 50 (впоследствии 45) баллонов общей емкостью 11 м3, весом 2,5 т. Два главных двигателя вращали гребной вал с 4-х лопастным винтом диаметром 1,3 м, с помощью промежуточных валов, цепей и зубчатых колес. В надводном положении выхлопные газы через глушитель и невозвратный клапан выходили прямо в атмосферу; в подводном (см. рис.) - сжатый воздух из баллонов через детандер (снижавший давление до 18 кгс/см2) поступал в пневмодвигатель, отработав в котором, с давлением 1,2 кгс/ см2 поступал во внутреннее пространство ПЛ, где засасывался карбюратором ГД. Выхлопные газы откачивались за борт газовым насосом (производительность 900 м7час), приводом которого служил пневматический двигатель (60 л.с). Из-за малой мощности газового насоса в подводном положении работал только мотор ЛБ. Содержание СО2 во время подводного плавания не превышало 0,8%. Продукты сгорания поступали в надстройку, служившую своеобразным глушителем, откуда насосом откачивались за борт через две длинные перфорированные трубы, расположенные вдоль киля. Через мелкие отверстия в трубах струйки охлажденных газов уходили в воду, практически не оставляя следа на поверхности. Воздух, поступающий в отсек, предварительно подогревался. Отработанная смазка поступала в трюмный бак, откуда ручной помпой откачивалась за борт.
По результатам испытаний основным демаскирующим фактором ПЛ являлся масляный след, тянувшийся на 2-3 кабельтова и видимый на расстоянии до полумили. На ходовых испытаниях осенью 1907 г. были достигнуты надводная и подводная скорости хода соответственно 10,4 узла и 5,6 узла. В течение зимы 1907/1908 г. на ПЛ для увеличения запаса плавучести и улучшения мореходности сделали непроницаемой носовую дифферентную цистерну, заменили ГВ, улучшили клапана вентиляции в цистернах, увеличили площади ГР. Ранее в корму перенесено 240 кг свинцового балласта. На испытаниях 1908 г. достигнуты: скорости (надводная/подводная) - 11,6/6,2 узла; дальность плавания соответственно 340 и 27 миль; глубина погружения 26 м. По мнению А.Н. Крылова, "Почтовый" представлял собой ПЛ "ближайшего будущего" (через 5-10 лет), хотя и не имел боевого значения.