Сложность, малая конструктивная надежность и плохая обитаемость затрудняли эксплуатацию ПЛ. 27 июля 1914 г. "Почтовый" был исключен из списков флота и передан Балтийскому заводу для установки и испытаний новых "кислородных" двигателей (по системе лейтенанта М.Н. Никольского). В связи с началом Первой мировой войны работы по новым двигателям не проводились. ПЛ была использована для опытов "по определению способа артиллерийской борьбы" с ПЛ, повреждена, а 12 февраля 1915 г. сдана для окончательного демонтажа оборудования и продажи с торгов. В конце 30-х годов предполагавшиеся на "Почтовом" опыты по использованию в единых двигателях в качестве окислителя жидкого кислорода были развернуты на ПЛ "Р-1" (С-92) с циклом "Редо" (1938 г.) и "М-401" (1941 г.).
Проектант .................. С.К. Джевецкий и тех. бюро Металлического завода
Время разработки проекта, г........... 1903
Завод-строитель..............Металлический (С. Петербург)
Число кораблей в серии......................... 1
Срок вступления в строй, г.............. 1908
Основные ТТХ Водоизмещение полное, т:
- надводное........................................ 134
- подводное ....................................... 149
Длина наибольшая, м.......................... 36
Ширина корпуса, м.............................. 3,2
Осадка средняя, м...............................2,73
Запас плавучести,%............................... 11
Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн.
Глубина погружения (рабочая/предельная), м................................21,4/30
Материал (толщина, мм):
- корпуса...................................сталь(10)
- надстройки.............................сталь(11)
Время непрерывного движения под водой (фактич.), час......................3-4
Экипаж, чел............................................ 11
Главная энергетическая установка :
- тип................................... единый ДВС
- тип главного двигателя.......бензомотор ф. "Панар"
- число х мощность двигателей надводного хода, л.с.................2 х 130
- число х мощность двигателей подводного хода, л.с..............1 х 130
- число гребных валов....................... 1
Скорость хода (фактич.), уз.:
- полная подводная..........................6,2
- полная надводная.........................11,6
- экономическая надводная............6,2
Дальность плавания (фактич.), мили (при скорости хода, уз.) :
- подводная ..................................27(6,2)
- надводная................340(11,6), 530(6,2)
Энергетическая установка (для освещ):
- тип.................... бензодинамо-машина (105 В, 35А)
- мощность привода, л.с...................... 5
- тип АБ.............................сист. Тюдор
Вооружение Торпедное:
- число х калибр ТА системы Джевецкого, мм..........4 х 450
- общее число торпед...........................4
Средства наблюдения:
- 2 перископа (12 см, ф. "Фосс и К0")
- иллюминаторы в рубке
Подводная лодка малого тоннажа "тип 13" (проект "Голланд 27-В")
ПЛ создана по заказу Главного инженерного управления (ГИУ) Военного министерства России как элемент защиты приморских крепостей в виде "малых крепостных немореходных лодок". Согласно условиям, разработанным ГИУ в 1910 г. ПЛ должны были иметь водоизмещение (надводное) 25-30 т, максимальную скорость (надводная/ подводная) - 8/6 уз., дальность плавания: надводную 100 миль, подводную 18 (6 уз.) и 30 (4 уз.), время погружения 4 мин., вооружение 1-2 ТА.
Предварительные переговоры велись с двумя заводами - Балтийским и Невским. ПЛ по проекту Балтийского завода должны были иметь водоизмещение (надводное) 40 т, скорость, дальность плавания, время погружения по условиям ГИУ, вооружение - 1 ТА Джевецкого, ЭУ надводного хода - керосиновый двигатель. Проект Невского завода (32 т, скорость 8/6 узлов, дальность плавания - 150(8)/18(6)/30(4) миль, ЭУ -дизель (50 л.с), электромотор (30 л.с), 2 трубчатых ТА) был разработан Дж. Голландом, фирма "Электрик Боат Компани" (США). Этот проект, позднее получивший индекс "27-В", в Российском флоте "тип 13", по заключению Морского Технического Комитета был признан лучшим.
В процессе переговоров ГИУ и Товарищества Невского судостроительного и механического заводов рассматривалось 3 варианта ЭУ: два отличавшиеся типом дизелей, один - электродвигателем. 2 апреля 1911 г. Военное министерство выделило 500 тыс. руб. на постройку 3 ПЛ (по 125 тыс. руб.), береговой базы и на изготовление 10 торпед. Проектирование базы велось в 1911-1912 гг., но в конце концов было прекращено. Согласно контракту сдача предполагалась в середине 1913 г. Подготовительные работы по постройке были начаты 29 марта 1911 г., работы на стапелях - с апреля 1911 г.. спуск на воду ПЛ "№1", "№2", и "№3" соответственно 3, 21 августа и 11 сентября 1914 г. В состав Балтийского флота подводные лодки были зачислены 15 августа 1914 г., образовав дивизион особого назначения бригады (затем дивизии) ПЛ Балтийского моря. После испытаний в Ладожском озере ПЛ вступили в строй 23-29 сентября 1914 г. Летом 1915 г. Морской Генеральный Штаб решил перебросить ПЛ "№1" и "№2" на Белое море для защиты Архангельска. 4 августа дивизион прибыл в Архангельск. Для действий в условиях Севера ПЛ этого типа оказались непригодны. Потеряны в результате аварий ("№2" - в октябре 1915 г., "№1" - весной 1917 г.)
ПЛ "№3" в течение 1915 г. входила в систему обороны Моонзундских островов. Затем была переброшена на реку Дунай для действий против австро-венгерской флотилии. В 1916-1917 гг. на Дунае последовательно находилась в составе экспедиции особого назначения речных сил Дунайской флотилии (Галацкий отряд), после Брестского мира в составе румынской, а затем венгерской флотилии. В 1921 г. сдана на слом.
Проектант ............ Дж. Голланд(США) и тех. бюро Невского завода
Время разработки проекта, г.....1910-1911
Завод...............Невский (С.Петербург)
Число кораблей в серии......................3
Срок вступления в строй, г........... 1914
Общее расположение подводной лодки малого тоннажа "тип 13"(проект "Голланд 27-В"):
1 - горизонтальные рули; 2 - главные носовые и кормовые балластные цистерны; 3 - носовые и кормовые дифферентные цистерны; 4 - электродвигатель; 5 - дизель; 6 - воздухохранители; 7 - электромотор трюмной помпы; 8 - площадка для рулевого; 9 - аккумуляторы; 10 - торпедные аппараты; 11 - вспомогательная и топливная цистерны; 12 - рымы для подъема лодки; 13 - выхлопной глушитель; 14 - штурвалы горизонтальных рулей; 15 - вентиляционные трубы; 16 - перископ; 17- тифон; 18 - штурвал вертикального руля; 19 - кингстоны цистерн главного балласта; 20 - откидной киль; 21 - дверь в аккумуляторный отсек; 22 - надстройка