Подводная лодка малого тоннажа "тип 13" (проект "Голланд 27-В")
Основные ТТХ
Водоизмещение, т:
- надводное......................................33,1
- подводное......................................43,6
Длина наибольшая, м......................20,5
Ширина корпуса , м............................2,3
Осадка средняя, м............................... 1,8
Запас плавучести, %.........................ок. 31
Архит.-конструкт, тип .... однокорпусная
Глубина погружения, м ........................ 30
Материал (толщина, мм):
- корпуса мартен, углерод. сталь(3-8)
- рубки .........................................бронза
Экипаж, чел........................................... 13
Энергетическая установка:
- тип................. дизель-электрическая
- тип двигателей надводного хода................дизели ф. "Л. Нобель"
- число х мощность двигателей надводного хода, л.с................1 х 50
- тип двигателей подводного хода............................. электромотор ф. Русск. общ-во "Шуккерт и К0"
- число х мощность двигателей подводного хода, л.с................1 х 35
- тип АБ . никель-щелочные Эдиссона
- число групп АБ х число элементов в группе................ 1 х 192
- число гребных валов....................... 1
Скорость хода , уз.:
- наибольшая подводная..................... 6
- наибольшая надводная .....................8
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
- подводная .....................................18(6)
- надводная....................................150(8)
Вооружение:
Торпедное:
- число х калибр трубчатых носовых ТА, мм...........................2 х 450
- общее число торпед ...........................2
Средства наблюдения:
- 1 перископ ф. "Оффиционе Галилео";
- иллюминаторы в рубке
Подводная лодка "Акула"
Подводная лодка "Акула"
Первая русская подводная лодка, предназначенная и способная действовать на дальних коммуникациях. Основание для разработки проекта - выводы Морского Генерального Штаба (МГШ) о необходимости иметь в составе флота крейсерские ПЛ водоизмещением 350-400 т. Проект представлен в МГШ в январе 1905 г., одобрен Морским Техническим Комитетом 3 мая 1905 г. Наряд на постройку выдан Балтийскому заводу 9 февраля 1906 г., начало постройки - декабрь 1906 г. (из-за недостаточного финансирования), зачислена в состав флота 14 июля 1906 г., спущена на воду 22 августа 1909 г., прошла испытания в 1909-1911 г.г., вступила в строй в сентябре 1911 г. Длительность постройки связана со срывом сроков поставки дизелей (на 1 год) и заказом новой АБ взамен сгоревшей.
В процессе испытаний выявились: необходимость замены электромотора более мощным, смены ГВ (менялись 4 раза), установки волнорезов на трубчатые ТА и малая (0,19 м) метацентрическая высота в надводном положении. В процессе эксплуатации выявлены: неудачная компоновка главных механизмов - заклинивание средней линии вала при "проваливании" кормой при погружении (характерно для ПЛ конструкции И.Г. Бубнова) и ударе о грунт, неудачное расположение постов управления ГР, невозможность перезарядки ТА в подводном положении. Минимальный диаметр циркуляции в подводном положении - 1,6 каб, в надводном - 0,9 -1,2 каб (в зависимости от числа работающих двигателей).
Носовая и кормовая ЦГБ заполнялись помпами, средние цистерны - через индивидуальные кингстоны, палубные при открытых клапанах вентиляции. Приводы палубных и средних цистерн выведены в боевую рубку. Заполнение и откачка ЦГБ, средних и дифферентых цистерн - центробежными реверсивными помпами. Время погружения около 3 минут.
Три реверсивных четырехцилиндровых двигателя работали каждый на свою линию вала, электромотор, установленный в ДП, мог работать как гребной двигатель или динамо-машина, для чего он соединялся со средним дизелем с помощью фрикционной муфты.
26 мая 1915 г. проведены испытания устройства для работы дизелей на перископной глубине, разработанного командиром ПЛ "Акула" Н.А. Гудимом. В начале Первой мировой войны "Акула" - одна из немногих ПЛ Балтийского флота, способная действовать у вражеского побережья. Установлено артиллерийское вооружение, а к осени 1915 г. - устройство для транспортировки и постановки 4-х мин заграждения (позади рубки). Испытания дали положительные результаты. Не вернулась из боевого похода в ноябре 1915 г.
Проектант...........................И.Г. Бубнов, отдел подводного плав. Балтийского завода
Время разработки проекта, г......... 1905
Завод-строитель..................Балтийский (С. Петербург)
Число кораблей в серии....................... 1
Срок вступления в строй, г........... 1911
Основные ТТХ Водоизмещение, т:
- надводное.......................................370
- подводное.......................................468
Длина наибольшая, м.........................56
Ширина корпуса , м............................3,7
Осадка средняя, м...............................3,4
Запас плавучести, %...........................32
Архит.-конструкт, тип.....однокорпусн. безотсечная с ЦГБ в оконечностях и таранным форштевнем.
Глубина погружения (рабочая/предельная), м ............50(100)
Материал (толщина, мм):
- прочн. корпуса........никел. сталь(12)
- наружн. корпуса .. никел. сталь(4,5)
- рубки .................маломагн. сталь(12)
- надстройки............................сталь(3)
Автономность, сут............................... 10
Время непрерывного пребывания под водой, час...............24
Экипаж, чел...........................................34
Энергетическая установка:
- тип................. дизель-электрическая
- тип двигателей надводного хода................дизели ф. "Л. Нобель"
- число х мощность двигателей надводного хода, л.с............. 3 х 300
- тип двигателей подводного хода........электромотор ф. "Вольта"
- число х мощность двигателей подводного хода, л.с..............1 х 300
- число групп АБ х число элементов в группе................. 2 х 63
- емкость АБ, А час......................5050
- число гребных валов.......................3
Скорость хода (проектн./фактич.), уз.:
- наибольшая подводная........... 7/6,39
- наибольшая надводная........16/10,65
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- подводная........................... 38 (4,75)
- надводная (под 3 диз.).............. 1000
- надводная (под 2 диз.) ............. 1400
- надводная (под 1 диз.).............. 1400