Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм...............................450
- число носовых ТА............................2
- число кормовых ТА.........................2
- число палубных наружных ТА......4
- общее число торпед, ед................ 12
Артиллерийское (с 1915 г.):
- число х калибр АУ, мм............1 х 47
- число пулеметов х калибр, мм 2x7,62
Мннное(с ноября 1915 г.):
- число мин заграждения (на палубе надстройки) .......................................4
Средства наблюдения:
- 2 перископа системы Герца;
- иллюминаторы в боевой рубке;
- р/станция с дальн. действ, до 100 миль;
- переносной прожектор.
Подводная лодка "Акула": а - продольный разрез; 6 - план
1 - баллер вертикального руля; 2, 16 - кормовая и носовая дифферентные цистерны; 3, 14 - торпедные аппараты; 4 - главная электростанция; 5, 12 - торпедопогрузочные люки; 6, 7- газовыхлопной коллектор и труба; 8 - штурвал вертикального руля; 9 - боевая рубка; 10 - помещения офицеров; 11 - носовое отделение; 13, 15 - штурвал и носовые горизонтальные рули; 17 - помпа системы "Мажино"; 18, 22 - воздухохранители; 19 - аккумуляторы; 20, 21 - средние балластные и топливные цистерны; 23 - дизель мощностью 300 л.с; 24 - гребной электродвигатель; 25 - упорный подшипник; 26 - кормовые горизонтальные рули
Проект большой подводной лодки Балтийского завода (вариант 1)
Проект разработан на конкурс ПЛ для Балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ" (задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля 1909 г. Технические условия, разработанные Отделом подводного плавания Морского Технического Комитета на основе указанных "элементов", были разосланы фирмам 3 июня 1909 г.
Время погружения ПЛ - 3 мин., заявленные продолжительность постройки и цена - 20-24 месяца и 1 млн. 59 тыс. руб. Проект ПЛ являлся развитием проекта ПЛ "Акула". Кроме указанного, Балтийским заводом на конкурс были представлены еще три варианта (дополнительный, 2-й и 3-й) одного архитектурно-конструкторского типа, но отличавшиеся размерами, вооружением, типом ЭУ и ценой. Для всех вариантов, по заявлению завода, район плавания экономическим ходом мог быть увеличен по желанию заказчика.
Дополнительный вариант - водоизмещение 450/562 т, запас плавучести 25%, осадка 3,66 м, ЭУ - дизель-электрическая, глубина погружения - 46/92 м, вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА, 8 ТА системы Джевецкого, общее количество торпед - 14 ед., время погружения 3 мин., скорость полного хода (надводная/подводная) - 16/10 узлов. Дальность плавания в надводном положении 1000(8) миль, в подводном положении - 120(5) миль и 40( 10) миль. Заявленные срок постройки и цена: 20-24 месяца и 1 млн. 280 тыс. руб. Этот вариант, наряду с проектом Невского завода (Дж. Голланда), был признан лучшим по итогам конкурса. Он явился прототипом ПЛ типов "Морж" и "Барс".
Проект большой подводной лодки Балтийского завода (вариант 1)
Вариант №2 - водоизмещение 280/328 т, запас плавучести 17%, осадка 3,2 м, ЭУ - дизель-электрическая, глубина погружения 46/92 м, вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА и 4 ТА системы Джевецкого. общее количество торпед - 10 , время погружения 2,5 мин., скорость полного хода (надводная/подводная) - 12/10 узлов, дальность плавания (при скорости хода, уз.) надводная - 1000(8) миль, подводная - 120(5) миль и 40(10) миль. Заявленные продолжительность постройки и цена ПЛ: 20-24 месяца и 878 тыс. руб.
Вариант №3 - водоизмещение 360/450 т, запас плавучести 25%, осадка 3,36 м. ЭУ - единый двигатель - дизель, работающий по системе Дель Пропосто, с использованием сжатого воздуха, хранящегося в специальных баллонах "воздухохранителях". (Подробнее об этой системе см. "Проект малой ПЛ для Балтийского моря" Балтийского завода вариант №2 с дизелем по системе Дель Пропосто на конкурс 7 марта 1909 г.). Скорость полного хода (надводная/подводная), уз. - 17/16; дальность плавания (при скорости хода в уз.): надводная - 3000(8) миль, подводная - 150(5) миль и 50(16) миль. Глубина погружения (рабочая/предельная) - 46/92 м. Время погружения - 3 мин. Вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА, 6 ТА системы Джевецкого. Общее число торпед - 12. Заявленные продолжительность постройки и цена ПЛ: 30 месяцев и 1 млн. 160 тыс. руб.
По результатам конкурса 11 августа 1909 г. Морской Технический Комитет сделал доклад товарищу Морского министра, где, в частности, указал, что замена электрической энергии сжатым воздухом дает возможность повышать как скорость, так и район действия, сохраняя размеры ПЛ в следующей пропорции:
Характеристики |
Аккумулятор электрический |
Аккумулятор возд. с тепл. двигателем |
Водоизмещение, т |
360 |
360 |
Надводная скорость, уз. |
12 |
17 |
Район плавания при 8 уз., мили |
1000 |
3000 |
Подводная скорость наибольшая, уз. |
10 |
16 |
Район плавания при 10 уз., мили |
40 |
50 |
Район плавания при 5 уз., мили |
120 |
150 |
остальное - одинаково.