ПЛ вар. 5 Мациевича и Журавлева с дизелем, работающим по замкнутому циклу. В этой ЭУ использовались азот и избыток кислорода, содержащиеся в выхлопных газах двигателя, вода выхлопных газов конденсировалась, а углекислота поглощалась щелочью (поташом). К очищенному таким образом азоту добавлялось новое количество кислорода, запасы которого принимались на ПЛ с береговых или плавучих станций. По расчетам, дальность плавания ПЛ с ЭУ по циклу Мациевича-Журавлева должна была в 3,75 - 4 раза превзойти дальность плавания ПЛ под аккумуляторами. Для ПЛ по вар.5 - мощность ЭУ надводная/подводная 900/100 л.с, скорость полного хода надводная/подводная 15/11,5 узлов, дальность плавания надводная - 1000 миль при 15 уз., подводная (при скорости, уз.) - 140 (11,5) миль и 600 (6) миль. В случае установки дизелей мощностью 17000 л.с. надводная скорость должна была достигнуть 17,5 узла, подводная -14 узлов, причем район плавания этой скоростью должен был составить 85 миль. Вооружение - 9 ТА, в том числе 2 носовых и 1 кормовой трубчатые, 6 ТА системы Джевецкого, в т. ч. 4 х 1 ТА в ДП и 2 ТА бортовых. Общее число торпед 9 ед. Продолжительность постройки и цена: 24 месяца и 893 тыс. руб.
По заключению комиссии, рассматривавшей представленные на конкурс проекты ПЛ, до внедрения на ПЛ ЭУ по системе Дель Пропосто, Мациевича-Журавлева и с котлами инженера Шмидта были необходимы их длительные испытания на берегу.
Проектант Л.М. Мациевич, С.А. Кукель
Время разработки проекта, г........... 1909
Завод-строитель.......... Адмиралтейский
(предположительно, С. Петербург)
Основные ТТХ Водоизмещение, т:
- надводное........................................ 350
- подводное ....................................... 440
Длина, м ............................................. 51,9
Ширина корпуса , м...........................4,27
Осадка средняя, м............................... 3,35
Запас плавучести, %............................... 26
Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн.с ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения (рабочая/предельная), м..................46/92
Время непрерывного пребывания
под водой (по треб.), час...................... 24
Автономность(по треб.), сут..................6
Энергетическая установка:
- тип................. дизель-электрическая
- тип двигателей надводного хода дизель
- мощность двигателей надводного хода, л.с...................900
- тип двигателей подводного
хода...........................электромоторы
- мощность двигателей подводного хода, л.с....................580
- число гребных валов.......................2
Скорость хода , уз.:
- полная подводная ........................ 10,5
- полная надводная........................... 15
- экономическая подводная...............6
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
- подводная ..................120(6) и 42(10,5)
- надводная................................ 1000(15)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм................................ 450
- число трубчатых носовых ТА..........2
- число трубчатых кормовых ТА ....... 1
- число ТА сист. Джевецкого.............4
- число трубчатых поворотных ТА (палубных) х число труб ............. 1 х 2
- общее число торпед...........................9
Средства наблюдения:
- 2 перископа
Проект большой подводной лодки с дизелем, работающим по замкнутому циклу (проект Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева)
Проект большой ПЛ водоизмещением 500 т Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева
Проект разработан на конкурс ПЛ для Балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ" (задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля 1909 г. Технические условия, разработанные Отделом подводного плавания Морского Технического Комитета на основе указанных "элементов", были разосланы фирмам и отдельным инженерам-проектантам 3 июля 1909 г.
На ПЛ этого проекта предполагалось применить дизель, работающий по замкнутому циклу. В установке, работающей по замкнутому циклу, использовались из выхлопных газов азот и избыток кислорода, а углекислота поглощалась щелочью (поташом), вода же конденсировалась. К очищенным таким образом кислороду и азоту добавлялось новое количество кислорода, запасы которого должны были приниматься лодкой с береговых или судовых станций. По сравнению с ПЛ с электродвигателем, район плавания ПЛ с таким единым двигателем был бы (по расчету) больше в 3,75 - 4 раза. В материалах проекта указано, что при установке на ПЛ дизелей мощностью 2500 л.с. могла быть достигнута надводная скорость 19 узлов, подводная - 15 узлов, причем район подводного плавания этой скоростью составит 75 миль. Заявленные продолжительность постройки и цена - 24 месяца и 1 млн. 290 тыс. руб. Корабельный инженер Л.М. Мациевич представил письмо начальника Адмиралтейского завода с указанием цены постройки ПЛ без технических указаний и гарантий. По мнению комиссии по рассмотрению проектов ПЛ, внедрение на ПЛ ЭУ с двигателями, работающими по замкнутому циклу Мациевича - Журавлева, могло быть принято только после длительной эксплуатации этих ЭУ на берегу.
Проектант.......................Л.М. Мациевич и В.М. Журавлев
Время разработки проекта, г........... 1909
Завод-строитель............Адмиралтейский (предположительно, С. Петербург)
Основные ТТХ Водоизмещение, т:
- надводное........................................ 500
- подводное ....................................... 625
Длина наибольшая, м.......................... 61
Ширина корпуса , м.............................4,6
Осадка средняя, м............................... 3,66
Запас плавучести, %............................... 25
Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн. с ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения (рабочая/предельная), м..................46/92
Энергетическая установка:
- тип.................дизель, работающий по замкнутому циклу
- тип двигателей надводного хода дизель
- число х общая мощность двигателей надводного хода, л.с...............3 х 1450
- тип двигателей подводного хода .. дизель
- число х мощность двигателей подводного хода, л.с.................1 х 140
- число гребных валов.......................... 3
Скорость хода , уз.:
- наибольшая подводная................ 12,5
- наибольшая надводная ................... 16
- экономическая подводная ................6
- экономическая надводная.................8
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
- подводная ............................... 1000(16)
- надводная............................... 150(12,5)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм................................ 450
- число трубчатых носовых ТА..........3
- число трубчатых кормовых ТА ....... 1
- число поворотных ТА
(число ТА х число труб)...........4(2 х2)
- общее число торпед......................... 10
Средства наблюдения......... 2 перископа