Предыдущая Оглавление Следующая

ПЛ вар. 5 Мациевича и Журавлева с дизелем, работающим по замкнутому циклу. В этой ЭУ использовались азот и избыток кислорода, содержащиеся в выхлопных газах двигателя, вода выхлопных газов конденсировалась, а углекислота поглощалась щелочью (поташом). К очищенному таким образом азоту добавлялось новое количество кислорода, запасы которого принимались на ПЛ с береговых или плавучих станций. По расчетам, дальность плавания ПЛ с ЭУ по циклу Мациевича-Журавлева должна была в 3,75 - 4 раза превзойти дальность плавания ПЛ под аккумуляторами. Для ПЛ по вар.5 - мощность ЭУ надводная/подводная 900/100 л.с, скорость полного хода надводная/подводная 15/11,5 узлов, дальность плавания надводная - 1000 миль при 15 уз., подводная (при скорости, уз.) - 140 (11,5) миль и 600 (6) миль. В случае установки дизелей мощностью 17000 л.с. надводная скорость должна была достигнуть 17,5 узла, подводная -14 узлов, причем район плавания этой скоростью должен был составить 85 миль. Вооружение - 9 ТА, в том числе 2 носовых и 1 кормовой трубчатые, 6 ТА системы Джевецкого, в т. ч. 4 х 1 ТА в ДП и 2 ТА бортовых. Общее число торпед 9 ед. Продолжительность постройки и цена: 24 месяца и 893 тыс. руб.

По заключению комиссии, рассматривавшей представленные на конкурс проекты ПЛ, до внедрения на ПЛ ЭУ по системе Дель Пропосто, Мациевича-Журавлева и с котлами инженера Шмидта были необходимы их длительные испытания на берегу.

Проектант Л.М. Мациевич, С.А. Кукель

Время разработки проекта, г........... 1909

Завод-строитель.......... Адмиралтейский

(предположительно, С. Петербург)

Основные ТТХ Водоизмещение, т:

-               надводное........................................ 350

-               подводное ....................................... 440

Длина, м ............................................. 51,9

Ширина корпуса , м...........................4,27

Осадка средняя, м............................... 3,35

Запас плавучести, %............................... 26

Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн.с ЦГБ в оконечностях

Глубина погружения (рабочая/предельная), м..................46/92

Время непрерывного пребывания

под водой (по треб.), час...................... 24

Автономность(по треб.), сут..................6

Энергетическая установка:

-              тип................. дизель-электрическая

-              тип двигателей надводного хода дизель

-                    мощность двигателей надводного хода, л.с...................900

-               тип двигателей подводного

хода...........................электромоторы

-                    мощность двигателей подводного хода, л.с....................580

-              число гребных валов.......................2

Скорость хода , уз.:

-               полная подводная ........................ 10,5

-               полная надводная........................... 15

-              экономическая подводная...............6

Дальность плавания, мили

(при скорости хода, уз.):

-               подводная ..................120(6) и 42(10,5)

-               надводная................................ 1000(15)

Вооружение:

Торпедное:

-               калибр ТА, мм................................ 450

-               число трубчатых носовых ТА..........2

-              число трубчатых кормовых ТА ....... 1

-              число ТА сист. Джевецкого.............4

-              число трубчатых поворотных ТА (палубных) х число труб ............. 1 х 2

-              общее число торпед...........................9

Средства наблюдения:

-              2 перископа

Проект большой подводной лодки с дизелем, работающим по замкнутому циклу (проект Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева)

RPL18107.jpg

Проект большой ПЛ водоизмещением 500 т Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева

Проект разработан на конкурс ПЛ для Балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ" (задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля 1909 г. Технические условия, разработанные Отделом подводного плавания Морского Технического Комитета на основе указанных "элементов", были разосланы фирмам и отдельным инженерам-проектантам 3 июля 1909 г.

На ПЛ этого проекта предполагалось применить дизель, работающий по замкнутому циклу. В установке, работающей по замкнутому циклу, использовались из выхлопных газов азот и избыток кислорода, а углекислота поглощалась щелочью (поташом), вода же конденсировалась. К очищенным таким образом кислороду и азоту добавлялось новое количество кислорода, запасы которого должны были приниматься лодкой с береговых или судовых станций. По сравнению с ПЛ с электродвигателем, район плавания ПЛ с таким единым двигателем был бы (по расчету) больше в 3,75 - 4 раза. В материалах проекта указано, что при установке на ПЛ дизелей мощностью 2500 л.с. могла быть достигнута надводная скорость 19 узлов, подводная - 15 узлов, причем район подводного плавания этой скоростью составит 75 миль. Заявленные продолжительность постройки и цена - 24 месяца и 1 млн. 290 тыс. руб. Корабельный инженер Л.М. Мациевич представил письмо начальника Адмиралтейского завода с указанием цены постройки ПЛ без технических указаний и гарантий. По мнению комиссии по рассмотрению проектов ПЛ, внедрение на ПЛ ЭУ с двигателями, работающими по замкнутому циклу Мациевича - Журавлева, могло быть принято только после длительной эксплуатации этих ЭУ на берегу.

Проектант.......................Л.М. Мациевич и В.М. Журавлев

Время разработки проекта, г........... 1909

Завод-строитель............Адмиралтейский (предположительно, С. Петербург)

Основные ТТХ Водоизмещение, т:

- надводное........................................ 500

-              подводное ....................................... 625

Длина наибольшая, м.......................... 61

Ширина корпуса , м.............................4,6

Осадка средняя, м............................... 3,66

Запас плавучести, %............................... 25

Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн. с ЦГБ в оконечностях

Глубина погружения (рабочая/предельная), м..................46/92

Энергетическая установка:

-              тип.................дизель, работающий по замкнутому циклу

-               тип двигателей надводного хода дизель

-              число х общая мощность двигателей надводного хода, л.с...............3 х 1450

-              тип двигателей подводного хода .. дизель

-              число х мощность двигателей подводного хода, л.с.................1 х 140

-               число гребных валов.......................... 3

Скорость хода , уз.:

-               наибольшая подводная................ 12,5

-              наибольшая надводная ................... 16

-               экономическая подводная ................6

-               экономическая надводная.................8

Дальность плавания, мили

(при скорости хода, уз.):

-              подводная ............................... 1000(16)

-              надводная............................... 150(12,5)

Вооружение:

Торпедное:

-              калибр ТА, мм................................ 450

-              число трубчатых носовых ТА..........3

-              число трубчатых кормовых ТА ....... 1

-               число поворотных ТА

(число ТА х число труб)...........4(2 х2)

-               общее число торпед......................... 10

Средства наблюдения......... 2 перископа

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz