Проект ПЛ водоизмещением 600 т И.Г. Бубнова
Теоретический чертеж проекта ПЛ водоизмещением в 600 т И.Г. Бубнова
В соответствии с этими требованиями, 14 октября 1909 г. Балтийский завод представил проект ПЛ со спецификациями, водоизмещением 600 т при цене 1 млн. 720 тыс. руб. Проект был одобрен и был выдан заказ на строительство двух ПЛ. Однако их строительство не было начато из-за отсутствия средств. Проект ПЛ водоизмещением 600 т явился базовым для создания ПЛ Русского флота типов "Морж", "Барс", "Лебедь" и ПМЗ типа "Ерш" (всего 27 ед.). Проект явился развитием ПЛ "русского типа" - однокорпусных с ЦГБ в оконечностях. Все поперечные сечения - круговые. В центре - цилиндрическая вставка (около 1 м). В нос и в корму от нее диаметры шпангоутов плавно уменьшаются. Верхние кромки шпангоутов образуют горизонтальную линию. Центры - расположены по кривой, заданной математическим уравнением. При осадке ПЛ, равной 1,75 радиуса мидель-шпангоута, грузовая ВЛ в каждом сечении проходит на уровне 1,75 радиуса соответствующего шпангоута. При этом отношение хорды (ВЛ) к соответствующему радиусу остается постоянным. Оконечностям придана форма, характерная для быстроходных НК с таранным образованием носа. По мнению И.Г. Бубнова, такие обводы должны были обеспечить наименьшее сопротивление движению ПЛ как в подводном, так и надводном положении. В отличие от ПЛ "Минога" и "Акула" дифферентные цистерны располагались в верхней части пространства между двумя сферическими переборками (переборки соединялись равнопрочной горизонтальной диафрагмой). 31 декабря 1909 г. Морской Технический Комитет постановил увеличить дальность плавания с 1000 миль (10 уз. ходом) на 20%, установить приспособления для подъема ПЛ и увеличить прочность ряда цистерн. Балтийский завод, не изменяя основных требований Морского Генерального Штаба и стоимость ПЛ, переработал проект с увеличением водоизмещения на 30 т. Проект "ПЛ водоизмещением 630 т" был окончательно утвержден 30 мая 1911 г. При этом требование о подъемных приспособлениях было снято. Требование об установке прочных водонепроницаемых переборок не было поддержано ни проектантами, считавшими, что установка переборок весом по 10 т сорвет сроки постройки, увеличит водоизмещение и цену, ни офицерами-подводниками, по мнению которых установка переборок помешает организации управления ПЛ (посты управления ГР находились в оконечностях).
Весной 1911 г. в связи с утверждением программы усиления Черноморского флота, включавшей постройку 6 ПЛ, заказ на 3 ПЛ водоизмещением по 630 т был передан Балтийскому заводу. Начало работ 25 июня 1911 г., 11 октября 1911 г. ПЛ зачислены в состав флота под названиями "Нерпа", "Морж", и "Тюлень". Заложены на стапелях отделения Балтийского завода в г. Николаев 15, 16 августа и 19 октября 1913 г., спущены 15 августа, 15 сентября и 19 октября 1913 г., ПЛ "Нерпа" была спущена в день официальной закладки, вошли в строй соответственно 30 декабря 1914 г., 30 августа и 19 марта 1915 г. Цена 1 ПЛ составила 1 млн. 800 тыс. руб.
Предусмотренные проектом дизеля по 1140 л.с., заказанные в Германии, в связи с началом войны получены не были. Поэтому на ПЛ были установлены 6 дизелей по 250 л.с. (производства Коломенского завода), снятые с канонерских лодок Амурской флотилии. Замена дизелей привела к снижению скорости полного надводного хода до 10,8 узлов и к увеличению времени зарядки АБ до 15 часов. Вместе с тем дальность плавания увеличилась на 650 миль (10 узлов ходом), увеличилась и надежность. Увеличение плавучести позволило поставить вопрос об установке 2 х 76-мм орудий (фактический состав артвооружения был другим). По результатам испытаний время погружения составило от 2 мин. 43 сек. до 3 мин. 34 сек. Время всплытия - от 5 мин. 6 сек. до 5 мин. 10 сек. Время полной зарядки АБ составило 24 час. (ПЛ "Морж"). Метацентрическая высота составляла 0,25 м. На ПЛ были установлены вспомогательное дизель-динамо мощностью 45 л.с, два компрессора производительностью 200 л/час, и 500 л/час, два главных водоотливных (по 500 т/час.) и один вспомогательный насосы (45 т/час.) Система вентиляции АБ включала два специальных вентилятора. ПЛ типа "Морж", наряду с "Нарвалами" - наиболее результативные ПЛ дореволюционного Русского флота: "Морж" - потопила и захватила 2 парохода и 9 парусно-моторных и парусных судов; "Тюлень" - 8 пароходов и 33 парусно-моторных и парусных судна; "Нерпа" - 3 парохода и 10 парусных, парусно-моторных судов и барж. ПЛ "Тюлень" в 1920 г. ушла в Бизерту, в 30-е годы разрезана на металл. ПЛ "Нерпа" (с 1921 г. - "ПЛ-20", с 31 декабря 1922 г. - "Политрук" (№11) в 1917-1922 гг. проходила капитальные ремонты без модернизации; 3 ноября 1929 г. исключена из боевого состава и в 1931 г. разрезана на металл. ПЛ "Морж" погибла в 1917 г.
Проектант ...............И.Г. Бубнов и отдел подв. плавания Балтийского завода
Время разработки проекта, г........1909-1911
Завод-строитель.....................Балтийский (С. Петербург), сборка - отделен. Балтийского завода (г. Николаев)
Число кораблей в серии.......................... 3
Сроки вступления встрой, г..........1914-1915
Основные ТТХ Водоизмещение, т:
- надводное........................................ 630
- подводное ....................................... 760
Длина наибольшая, м..................... 67,06
Ширина корпуса, м............................4,47
Осадка средняя, м............................... 3,91
Запас плавучести, %........................... 20,5